На прошлой неделе стартовал очередной этап переаттестации судей. Эту процедуру уже прошло более 300 судей, которые работают в судах первой и апелляционной инстанций. Сами служители Фемиды от этого не в восторге и нередко стараются избежать проверки на честность, используя разные методы.
Одни судьи демонстративно ставят под сомнение легитимность переаттестации, другие демонстративно подают в отставку или изо всех сил оттягивают день, когда им придется предстать перед комиссией, третьи изо всех сил плетут интриги. Как Администрация президента, судьи и бывшие чиновники времен Виктора Януковича пытаются бороться с переаттестацией, – читайте в материале РБК-Украина.
Занимательная статистика
Переаттестацию судей руководство страны затеяло, чтобы очистить судебную систему от кадров, чей уровень знаний явно не соответствует занимаемой должности, а уровень расходов – официальным доходам. Занимается этим Высшая квалификационная комиссия судей (ВККС). Проведение переаттестации было оговорено еще в коалиционном соглашении и предусмотрено в законе “Об обеспечении права на справедливый суд”, принятом в феврале 2015 года.
Первыми оценивание должны были проходить Верховный Суд и высшие специализированные суды. Но, высшие органы судейского самоуправления – Совет судей и ВККС не смогли в срок согласовать необходимые для переаттестации нормативные документы и, таким образом, сорвали процедуру оценивания.
Первыми переаттестацию в феврале 2016 года прошли около 90 судей, у которых в прошлом году истек пятилетний срок пребывания в должности, и которые претендуют на избрание на должность судьи бессрочно. В апреле-июне – оценку прошли более 200 судей апелляционных судов Киева и области.
Если брать результаты оценивания четырех апелляционных судов – Апелляционного суда Киевской области, Апелляционного суда Киева, Киевского апелляционного хозяйственного суда, Киевского апелляционного административного суда, то по данным ВККС только 160 судей этих судов (57%), прошли оценивание успешно.
8 судей этих судов (3%) полностью провалили оценивание и признаны не способными работать судьями, 23 судьи (8%) по разным причинам не явились на оценивание, а 45 судей (16%) подали заявления об отставке накануне оценивания. Судьба еще 45 судей (16%), в оценивании которых был объявлен перерыв, решится как раз в июле.
Перерыв, как правило, объявлялся в случаях, если судья не смог внятно объяснить происхождение имущества своего или близких родственников, или если у ВККС не хватало каких-либо важных данных для объективного оценивания результатов работы судьи за предыдущие несколько лет.
Если брать результаты оценивания каждого суда в отдельности, то худший результат пока продемонстрировал Киевский апелляционный административный суд (КААС), в нем признаны неспособными работать по специальности сразу четыре судьи, то есть половина штатного состава. Лучший результат показал пока что Апелляционный суд Киева, где переаттестацию провалил только один судья.
Сложные расклады
Несмотря на то, что оценивание длится уже полгода и многие судьи прошли его достаточно успешно, в судейских коллективах продолжает бытовать мнение, что оценивание – это удар по авторитету судебной власти, поскольку судьям, как на экзамене или даже допросе, приходится объяснять причины поступающих на них жалоб и историю происхождения своего имущества.
По наблюдениям корреспондента РБК-Украина, наибольшее сопротивление переаттестации оказывают судьи хозяйственных и административных судов, тогда как остальные относятся к проведению оценивания более лояльно.
По словам собеседников РБК-Украина, которые работают в судах, такое отношение к оцениванию имеет исторические корни, уходящие еще во времена президентства Януковича. “Стать судьей хозяйственного или административного суда всегда считалось удачей. Там много хороших судей, но есть и немало “мутных” персонажей, которые попали туда исключительно благодаря своим влиятельным родственникам или связям, хотя по своему уровню квалификации они не потянули бы работу даже в обычном провинциальном районном суде”, – рассказал автору источник в Апелляционном суде Киева.
Учитывая, что в этих судах сконцентрировано большое количество дел, касающихся бизнеса и взаимоотношений с органами власти, работать в них считается перспективно и даже прибыльно.
По словам бывшего судьи Киевского апелляционного хозяйственного суда, административные и хозяйственные суды всегда находились под особым вниманием государства. “В прошлые годы заместитель главы президентской администрации Андрей Портнов расставлял во главе ключевых судов страны лояльных к президенту и его окружению людей, а кандидатуры судей в хозяйственные и административные суды часто согласовывались лично с ним”,- рассказал источник. По словам источников РБК-Украина, в те годы существовали даже квоты в судебной системе, которые распределились между лицами, близкими к тогдашнему президенту.
Как отмечают источники РБК-Украина в судебной системе, председателем Окружного административного суда Киева в 2010 году стал бывший помощник влиятельного в те годы народного депутата от “Партии регионов” Сергея Кивалова Павел Вовк (потом, по словам источника, он переориентировался на Андрея Портнова). Не так давно этот судья был замечен журналистами в одной компании с влиятельным народным депутатом от фракции БПП Александром Грановским.
Хозяйственный суд Киева при Януковиче возглавил выходец из Донецка Артур Емельянов, близкий к личному другу Януковича, председателю Высшего хозяйственного суда Украины в 2010 – 2014 годах Виктору Татькову. Киевский апелляционный административный суд возглавлял протеже еще одного выходца из Донецка, председателя Высшего административного суда в 2011 – 2014 годах Игоря Темкижева, дончанин Евгений Мезенцев.
Например, в Хозяйственном суде Киева сейчас работает дочь бывшего заместителя Генерального прокурора и прокурора Киева Евгения Блаживского, Оксана. В том же суде работают дочь бывшего главы Крыма, народного депутата Василия Джарты, Виктория, а также дочь беглой экс-председателя Печерского райсуда Киева Инны Отрош, тоже Инна. Там же работает судьей и жена последнего начальника Главного следственного управления МВД при министре Захарченко Николая Чинчина, Елена. В Киевском апелляционном хозяйственном суде работают сын министра юстиции времен Леонида Кучмы и бывшей судьи Конституционного Суда Сюзанны Станик, Сергей. Там же трудится и сын действующей судьи Конституционного Суда Натальи Шапталы, Евгений.
Аналогичная ситуация и в Окружном административном суде Киева, где работают, например, сын судьи Киевского апелляционного хозяйственного суда Людмилы Гарник, Кирилл, а также сын бывшего судьи Верховного Суда Юрия Кармазина, Александр. В этом же суде трудится сын судьи Высшего административного суда, бывшего члена Высшего совета юстиции по квоте Януковича Николая Кобылянского, Константин.
Помимо родственных связей, хозяйственные и административные суды оказались укомплектованы и по кланово-региональному принципу. “Например, в КААС большое представительство судей из донецкого региона, которые начали там работать именно в 2010 – 2013 годах. Часто они делали умопомрачительную карьеру, до 2010 – 2013 гг. работали в каком-нибудь районном суде в Донецкой области, а потом внезапно оказывались в Киеве, при этом, не где-нибудь, а сразу в апелляционной инстанции. До этого некоторые из них вообще никогда не работали в сфере административного права”, – рассказал автору источник близкий к ВККС.
Судейская фронда
Первый опыт оценивания показал, что судьям всех инстанций и юрисдикций действительно есть чего опасаться. Повышенное внимание членов ВККС оказалось сосредоточено на родственных связях, карьерных путях и имуществе судей.
Как и следовало ожидать, на неудобные вопросы пришлось отвечать и судьям административных и хозяйственных судов. Здесь и выяснилось, что внятно объяснить происхождение домов и дорогих машин им часто сложно. Например, был объявлен перерыв в оценивании председателя КААС Андрея Горяйнова, который имеет право, согласно доверенности от бывшей тещи, распоряжаться до 2061 и 2078 гг. несколькими дорогими домами, автомобилями и земельными участками. Похожая история случилась и с заместителем председателя Киевского апелляционного хозяйственного суда Владимиром Андриенко, чья огромная квартира в Лабораторном переулке в центре Киева привлекла внимание членов ВККС.
В такой ситуации многие судьи, к которым возникли претензии и которые могут попрощаться с судейской карьерой, пытаются найти выход из ситуации. По данным РБК-Украина, основной центр сопротивления сосредоточен сейчас в административных судах.
Источники автора в судебной системе и ВККС считают лидерами этой оппозиции, председателя Окружного административного суда Киева Павла Вовка и председателя КААС Андрея Горяйнова, которых негласно поддерживает глава Высшего административного суда Александр Нечитайло.
“Они понимают, что оценивание для них может стать концом карьеры, поскольку они не смогут найти ответы на конкретные вопросы, а их репутационные потери и так давно велики. Сейчас можно ожидать все, что угодно, вплоть до попытки признать оценивание незаконным”, – рассказал собеседник, близкий к ВККС.
По данным РБК-Украина, поддержку руководители главных административных судов страны нашли в Москве, у окопавшегося там с 2014 года Андрея Портнова.
“Портнов по-прежнему имеет влияние на определенных людей в судебной системе, прежде всего, обязанных своим положением ему лично. Ряд информационных атак на ВККС и процесс оценивания, произошедших в последнее время, красноречиво об этом свидетельствует”, – рассказал собеседник, близкий к ВККС.
Впрочем, в окружении “несогласных” судей, эту информацию предпочитают не комментировать, поясняя действия судей их частной инициативой, или вовсе считают все обвинения их в саботаже, надуманными.
Действительно, во влиятельной в юридических кругах газете “Закон и Бизнес”, которую источники в судах связывают с Андреем Портновым, весной-летом этого года вышли несколько публикаций с анонимными авторами, в которых деятельность ВККС, показывалась в критических тонах. В них приводились доводы, что оценивание судей является незаконным, а при его проведении ущемляются права судей, незаконности сбора данных об их имуществе. Отдельно делались прозрачные намеки на некомпетентность и коррумпированность членов ВККС. 23 мая на сайте издания появилось сообщение, призывающее читателей сообщать о фактах наличия у членов ВККС незадекларированного имущества, то есть как раз то, что члены ВККС сами ищут у аттестуемых ими судей. “Анонимность источников и неразглашение персональных данных гарантируем”, – говорилось в тексте.
Как отмечают источники РБК-Украина в административных судах, в это же время представители административной юрисдикции попытались установить контакты с влиятельными представителями фракции БПП. Целью зондажа якобы были попытки выяснить, насколько далеко там намерены пойти в процессе чистки судебных рядов. Источники автора среди судей не исключают, что во время известной майской встречи в ресторане INK с Александром Грановским, близким к соратнику президента Игорю Кононенко, мог обсуждаться и вопрос оценивания судей.
“Инициатива встречи была моей. Я хотел встретиться, чтобы озвучить рабочие вопросы, проблемы. Он сказал, что находится там, и я подъехал. Это рабочая встреча”, – без лишних подробностей прокомментировал встречу с Грановским сам Павел Вовк.
“Окружной административный суд столицы – чрезвычайно важный суд. Помимо разных споров, он рассматривает дела по люстрации, восстановлению уволенных госслужащих, сотрудников правоохранительных органов, в частности прокуратуры. Этот суд вынес целый ряд решений, которыми в должности восстанавливались лица, которые, казалось бы, не имели никаких шансов продолжить работу. Так что, не исключено, что интересы власти и судей, могут в чем-то совпадать”, – рассказал источник в судебной системе.
Одно из самых скандальных решений Окружной административный суд принял осенью 2014 года, которым сохранил должность первого заместителя прокурора Киева Олегу Валендюку, которого СМИ и активисты-люстраторы считают близким к Виктору Шокину. На увольнении этого прокурора в рамках люстрации настаивало Министерство юстиции. Тогда решение суда долго не попадало в Реестр судебных решений, вследствие чего Минюст был лишен возможности оперативно обжаловать решение суда. В настоящее время Валендюк все так же работает на прежней должности.
По данным источника, близкого к ВККС, сейчас противниками оценивания разрабатывается и вариант судебной блокировки результатов оценивания. Дело в том, что действующие нормативные документы пока что не предусматривают увольнения судей за то, что у них было обнаружено незадекларированное имущество. Правило, когда судью можно будет увольнять за скрытые доходы и имущество, вступило в силу сегодня, после того как президент подписал новую редакцию закона “О судоустройстве и статусе судей”.
Но пока открыт вопрос в том, насколько такая практика увольнения судей будет согласовываться с нормами Конституции. По словам источника РБК-Украина в среде столичных судей, не исключено, что административные суды, которые как раз и рассматривают тяжбы судей с ВККС, могут в этом вопросе встать на сторону судей.
Впрочем, как отметил собеседник издания, близкий к Администрации президента, там намерены, хоть и за несколько лет, но довести переаттестацию до конца. “Это принципиальный момент. Мы знаем, что будет сопротивление, но у нас настроение такое, чтобы хотя бы частично очистить судебную систему от назначенцев”, – рассказал он. Впрочем, на вопросы о том, кто займет место уволенных “назначенцев”, в АП говорят неохотно, утверждая, что отныне назначения будут проходить по конкурсу.
“В идеале было бы хорошо, если бы судейский корпус был разбавлен юристами, выходцами не из судейских коллективов, как это предусмотрено последними законодательными изменениями”, – отметил источник РБК-Украина.
Судя по всему, в этом и заключается отличительная черта судебной политики Петра Порошенко от своих предшественников. Если предыдущие президенты, в попытках контроля над судебной системой, делали упор на корпоративные судейские группы влияния, то Петр Порошенко, решил просто разбить старые судейские группы выходцами из среды адвокатов, ученых и т.д. Как не раз отмечал замглавы АП Алексей Филатов, курирующий вопросы судебной реформы, назначения на должности судей уже скоро будут проходить исключительно по конкурсу. Первым судом, который будет избираться по конкурсу, будет Верховный Суд.
По замыслу реформаторов, работать там будут не только профессиональные судьи, но и адвокаты и ученые, которые захотят работать судьями. “Вероятно, вся логика такого шага в том, что такие судьи не будут иметь крепкой личной связи с прежними “покровителями”, но будут обязаны своим выдвижением уже новому патрону”, – рассказала РБК-Украина одна из судей Святошинского райсуда Киева.