В автомобильном музее Эверта Лоувмана находится одна из самых крупных в мире коллекций антикварных автомобилей, а также предметов автомобильного искусства. Он является частной собственностью голландского коллекционера и импортера автомобилей Эверта Лоувмана (Evert Louwman), который любезно позволил всем желающим прикоснуться к увлекательному миру автомобильной истории и культуры, пишет «Обозреватель».
Уникальная коллекция состоит из 243 машин и наглядно демонстрирует процесс развития конструкции автомобиля с момента его рождения в 1886 году.
Собрание семейства Лоуман – это не только уникальные машины, а также и совершенно винтажная атмосфера. В залах музея воссоздали старую автомастерскую, магазин запчастей, гараж и даже целую площадь старого европейского городка с кафе и дирижаблем под потолком! Похоже, именно так работает погружение в эпоху.
Шикарная “пожарка”
Продукцию Ahren-Fox называли “Роллс-Ройсами” среди пожарных машин. И не только за аристократичный облик. К примеру, в 1917 году для огнеборцев Нью-Йорка фирма разработала модель, способную закачивать воду на вершину одного из самых высоких зданий в мире — 241-метрового небоскрёба Woolworth. А показанный в музее N-S-2 1000 GPM — один из семи, почти полвека, с 1928-го по 1971-й, работавших в Роттердаме. Именно они тушили город после немецкой бомбардировки в мае 1940 года. Водителей допускали к управлению Ahren-Fox только по сдаче спецэкзамена: радиус поворота достигал 22 м. Да и начинка у машины была нетривиальная. К примеру, система охлаждения двигателя была завязана на пожарный насос. А блестящая сфера перед капотом — вовсе не самогонный аппарат, а гидроаккумулятор.
Автобус для самоубийц
Нет, этот агрегат не работал в цирке. В 1913 году 48-сильные автобусы Thames возили людей из Лондона на скачки в Эпсом и Аскот, причём маршрут достигал 160 км. Для девяти счастливчиков внутри — ещё ничего. А теперь вообразите, каково было 16 (!) пассажирам на крыше, да без ограждения. Хотя, судя по документальному фото на стене, риск погибнуть во время поездки не смущал джентльменов.
Автомобиль-лебедь
Шокированы? А теперь представьте, как реагировали на это чудо жители Калькутты в 1910 году, когда шотландец Роберт Николь Мэттьюсон выкатил на улицы свой Brooke Swan Car. У машины-лебедя светились глаза, из клюва вырывался пар для распугивания прохожих, а ещё она могла… гадить на дорогу белилами, чтобы сходство с птицей было уж совсем полным. В свою очередь щётки в арках чистили колёса от слоновьего помёта, дабы пассажиров не беспокоил неприятный запах. Сигналы водителю подавались посредством судового телеграфа, а ещё задние седоки могли развлечь себя игрой на “синтезаторе” — клавиши управляли восьмитоновым клаксоном. На Swan Car быстро нашёлся покупатель — махараджа Набхи. В 1920 году он заказал для своего поместья Baby Swan маленький автомобиль-лебедь с электроприводом!
“Царский” Renault
Перед вами — один из самых крупных и престижных автомобилей в истории Renault. Модель 40CV имела 9-литровый (!) шестицилиндровый двигатель и выходила с завода исключительно в виде шасси. Кузова же богатые клиенты заказывали на специализированных мануфактурах. К примеру, этот 40CV — единственный сохранившийся с “надстройкой” от мастерской Widerkehr. После показа на Санкт-Петербургской выставке в 1913 году два Renault 40CV приобрёл российский император Николай II. Но не роскошью единой. В 1925-м 40CV выиграл ралли Монте-Карло, а годом позже установил несколько рекордов.
Шеф спешит на помощь
Начальника пожарной службы Вунсокета (штат Род-Айленд, США) Августина Коута коллеги называли “человек-паккард”. Именно он в 1926 году купил этот двухместный шестицилиндровый Packard 223, чтобы использовать его в качестве “летучки” первой помощи. Причём шеф редко сам сидел за рулём, доверяя эту миссию помощникам. Зато прославился тем, что зимой и летом гонял с открытым верхом. Да и вообще очень любил свой Packard, расставшись с ним только при увольнении со службы в 1954-м. Машину продали частнику, который отреставрировал её, убрав всё специальное оборудование. Лишь в 2005-м автомобилю вернули первозданный вид.
Автопоезд для банкира
Такой экстравагантный автопоезд колесил по Нью-Йорку в начале 1930-х годов. Машина принадлежала банкиру Хью МакДональду, который использовал её для поездок из имения на Лонг-Айленде в офис на Уолл стрит. Тягачом работал модифицированный Graham Blue Streak — сцепное устройство монтировалось в ступицу запаски, которая гасила рывки и удары. Необычный же полуприцеп построила авиационная фирма Curtiss Aeroplane Company из Флориды. Обтекаемый корпус базировался на лёгком трубчатом каркасе, внутри имелись кабинет, туалет с умывальником, холодильник и нечто вроде кабины пилота с компасом, барометром, высотомером, спидометром и поворотными прожекторами.
Самая первая Toyota
С 1936 по 1943 годы выпустили около 1400 экземпляров Toyota AA — первого легкового автомобиля ныне крупнейшей корпорации. Долгое время считалось, что ни одной такой машины в мире не сохранилось. К полувековому юбилею японцам даже пришлось строить реплику. И вдруг в 2008 году АА случайно обнаружили неподалёку от… российского Владивостока! Вероятно, уникальная модель попала к советскому крестьянину в качестве трофея после Второй мировой. А поскольку использовалась в основном на бездорожье и чинилась на коленке, то музей купил АА у внука первого владельца вот в таком плачевном состоянии.
84 года без реставрации
Этот Marmon Sexteen Lebaron датируется 1932 годом, причём с тех пор машина ни разу не реставрировалась — единственная из всего тиража в 390 штук. Интересно, что дизайн модели придумал 19-летний студент Вальтер Тиг, а сама она была весьма продвинутой в техническом плане. К примеру, центральная фара поворачивалась вслед за передними колёсами, а восьмилитровый 16-цилиндровый (!) двигатель изготавливался почти целиком из алюминия и выдавал такую тягу, что Sexteen Lebaron мог тронуться с места на высшей передаче и разогнаться до 160 км/ч. Впрочем, превосходство Marmon длилось недолго — в 1933 году компания закрылась.
Полированный призрак
Когда Индия считалась британской колонией, для махараджей и прочих местных правителей не было автомобиля круче “Роллс-Ройса”. Вот и наваб (премьер-министр) Хайдарабада купил себе в 1926 году Phantom I с роскошным кузовом Torpedo Tourer работы мастерской Barker. За полированные алюминиевые бока машину прозвали “серебряный призрак Хайдарабада”. Она считалась счастливой, потому Phantom I поучаствовал во множестве свадебных церемоний и регулярно возил высоких гостей — членов английской королевской семьи. Этот Rolls-Royce оставался в строю до 1953 года, после чего ещё долгое время пылился в гараже наваба.
По цене 40 “Фордов”
Воздушный ас Первой мировой Реджинальд Синклэйр отдал за этот Duesenberg SJ целое состояние — 20 тысяч долларов. В середине 30-х годов за эти деньги можно было купить, к примеру, 40 “Фордов”. Но модели Duesenberg по праву считались элитными. Оцените показатели: SJ образца 1932 года имел под капотом 6,9-литровую “восьмёрку”, которая за счёт приводного нагнетателя выдавала аж 320 сил! Это позволяло машине разгоняться до 210 км/ч. SJ производился до самого закрытия фирмы в 1937-м, но тираж по понятным причинам оказался мизерным — 35 штук. А этот экземпляр уникален вдвойне, поскольку он еще и щеголяет кузовом от ателье La Grande.