Музыкант и лидер группы Океан Эльзы Святослав Вакарчук выступил с лекцией во Львове. ЛІГА.net приводит полный текст его речи:
“Мы уже 25 лет строим государство, но все это время спорим, что такое Украина и кто такой украинец. Как в XXI веке обозначить это понятие? Кто-то скажет, что тот, кто идентифицирует себя украинцем, тот и имеет право так себя называть. Хорошо, но если другие не хотят тебя так идентифицировать? Если ты не родился здесь, у тебя другой паспорт, или говоришь с акцентом? Кто определяет, кто из нас украинец, кто – нет?
Армянин Сергей Нигоян или белорус Михаил Жизневский – они были украинцами? И кто больше украинцы – они, или те, кто голосовал в Донецке на референдуме, имея при этом полностью украинскую кровь?
Чтобы ответить на эти вопросы легко и без споров, нам на самом деле нужно фундаментально изменить парадигму восприятия того, что такое наше государство и впервые за 25 лет ответить себе, какое государство мы хотим иметь, кто и для кого его строит.
Нам нужно перестать строить государство, основанное на кровном патриотизме, а начать строить государство, основанное на конституционном патриотизме. Не общее прошлое, происхождение, кровь или сходство внешнее должно объединять нас, а общие ценности, образ жизни, правила игры, конституция, которые делают нашу жизнь комфортной на этой территории, в этом сообществе, в это время. Вот, на мой взгляд, ключ к успеху.
Мы до сих пор живем в парадигме, о которой мечтали, возможно, наши предки или люди, которые хотели строить украинское государство в конце XIX – начале ХХ века, на рубеже эпох, когда разваливались крупные империи и когда все маленькие народы чувствовали свою идентичность, объединяясь исключительно вокруг языка, культуры или общей истории. Таким образом было легко противопоставлять себя большим космополитическим империям. Тогда это сработало, потому что мир был закрыт и это был единственный способ объединиться против большого врага.
Мне кажется, что в XXI веке эта идея уже не работает, тем более с такой державой, как Украина. Нас часто сравнивают с Польшей, но Украина – далеко не Польша. Мы никогда не имели однородной национальной картинки по всей территории, мы никогда не говорили только на одном языке, мы никогда не имели долгой истории государственности. Да, мы являемся законными наследниками хорошей истории, начиная с Киевской Руси. Но мы должны понимать, что государство, созданное в 1991-м году, было создано под воздействием наших субъективных, некоторых исторических, объективных обстоятельств, и не является абсолютно естественным образованием. Оно было сшито из разных кусочков и разных стран, людей с разными историями, разным видением прошлого и будущего, в конце концов – разным языком и порой даже ходивших в разные церкви.
Чтобы сегодня сказать, что же такое нация, нам нужно перестать думать о вещах, которые разъединяют. Не только потому, что они становятся поводом для политических спекуляций, а потому что такая система не является устойчивой. Такая система будет постоянно расшатываться.
Когда Моисей выводил евреев из египетского рабства и водил их 40 лет по пустыне, он делал это для того, чтобы в конце концов прийти к горе Синай и там получить от Бога десять заповедей. На самом деле это была конституция еврейского народа с новыми правилами игры, а не просто с прошлым. Идя только вперед, не помня о рабстве прошлого, они начали строить свою новую историю.
Вспомним историю Соединенных Штатов Америки. Когда в XVIII веке отцы-основатели строили страну, они не опирались ни на что, кроме принципов. Они читали Локка, Монтескье, Гоббса, Аристотеля и Платона, и хотели построить идеальное государство, где всем людям было бы комфортно жить. Да, им было легко, потому что они создавали его с нуля, но они делали государство мечты и государство будущего, не оглядываясь на вещи, которые держали в прошлом.
После Второй мировой войны Немецкий Рейх, к счастью, был побежден. Но что делать Германии – стране, которая так много лет была приучена к тому, что они лучшие и самые сильные на Земле. Страна была разделена на две части, и у немцев произошел недостаток идентичности. Они никак не могли понять, кто же теперь они такие. И тогда премьер-министр Аденауэр предложил идею: “Да, мы говорим на немецком языке, у нас общая культура, но не это нас сегодня объединяет. Мы объединились вокруг принципов свободного общества, свободного рынка, свободы и демократии”. Они на принципах конституционного патриотизма построили Западную Германию, которая затем успешно объединилась с Восточной.
После смерти Франко в Испании тоже была нехватка идентичности, потому что Испания не была моноэтнической страной. Там столько культур, народов, языков, что если бы они снова начали говорить о Кастильской Испании, сегодня было бы все гораздо хуже.
Конституционный патриотизм работает там, где есть неоднородная среда, разная история и где нужно объединять людей вокруг определенных фундаментальных принципов, которые возможно, кажутся тривиальными, но объединяют нацию сильнее, чем что-либо другое.
Согласитесь, легко любому политику разделить нас по принципу, на каком языке мы говорим или в какую церковь ходим. Но легко ли разделить нацию по принципу “кто за честный суд” или “кто против честного суда”. Или “кто за или против свободы прессы и свободы слова”. Очень сложно разъединить общество, построенное на идеалистических, но на самом деле прагматичных и очень эффективных, комфортных принципах для жизни.
Моя идея в том, что украинским политикам и вообще всем нам нужно задуматься над тем, что в XXI веке мы можем построить уникальное государство, имея свои корни, украинскую, славянскую идентичность. Но она должна быть основана на совершенно четких, понятных принципах, правилах игры, которые абсолютно всем украинцам присущи независимо от того, на каком языке мы говорим, в какую церковь мы ходим, в какой части Украины мы родились. Когда житель села Харьковской области будет чувствовать ментальную, интеллектуальную и социальную близость с жителем Львовского села на границе с Польшей, это будет означать, что мы построили политическую нацию.
При этом мы не перечеркиваем историю, прошлое и самобытность. Конституционный патриотизм и космополитизм – это две совершенно разные вещи. Я считаю, что украинская нация имеет свою идентичность и должна лелеять ее, культивировать и поддерживать. Но перед тем, как эта идентичность должна быть выведена на повестку дня, мы должны обратиться к еще более фундаментальным вещам. В каком обществе мы живем, как строить справедливость, как сделать так, чтобы каждому из нас было комфортно в этой среде? Как сделать так, чтобы мы гордились нашим образом жизни и чтобы наши дети не хотели уезжать? Эти вещи не достигаются просто тем, что вы каждый день будете поднимать флаг и петь гимн, а кропотливой и тяжелой работой, борьбой за простые, но очень важные принципы: закон для всех, честные суды, отсутствие коррупции, свобода слова, абсолютная свобода экономической деятельности, четкое выполнение каждым гражданином своих обязанностей.
Такими вещами мы берем на себя ответственность и создаем страну по капле, сами. Недавно мы увидели, как резко идентичность и патриотизм становятся полезными, когда начинается внешняя агрессия, как события на Востоке показали, кто есть кто. Когда началась вооруженная агрессия именно те люди, которые имеют в крови национальный патриотизм, первыми пошли с оружием в руках защищать страну, ведь они имели хоть какие-то принципы. Тех, о ком я говорю, пока не существует. Но если бы люди шли защищать не только свой язык, культуру, идентичность, но и образ жизни, мораль и конституцию, которой они гордятся, очереди в военкоматы были бы в три раза больше.
Я абсолютно убежден, что наша задача – наконец начать строить страну, основанную на принципах справедливости и комфортной жизни. Давайте не существовать в парадигме XIX века. Сегодня не может быть понятия “свой” и “чужой” по происхождению, паспорту или языку. Свой – если он исповедует те же принципы, готов строить будущее и стоит рядом и защищает это будущее. Все остальные разделения делают нас только слабее.
Если мы не изменим эту повестку дня и не станем думать об Украине как о стране, где мы должны построить определенный идеальный мир для себя и для наших детей, а будем по-старому, по-местечковому думать о наших заслугах, мы долго не проживем.
Каждый, наверное, с детства помнит, как в гостиной стояли серванты с посудой под стеклом. Эту посуду всегда выставляли только когда приходили гости и никто из нее не ел. Это был определенный символ, который нельзя трогать. Давайте перестанем смотреть на нашу страну как на ту гостиную с сервантом, в котором стоит посуда. Давайте изменим мебель на практическую, вытащим посуду из сервантов и будем есть из нее каждый день. Мы этого заслуживаем. И давайте думать о том доме, который мы строим, не как о доме, в котором мы боимся достать лишнюю вещь только потому, что она нам напоминает о чем-то. Память мы все равно никогда не выбросим, она защищена нашим генокодом и инстинктом самосохранения.
Будущее сегодня гораздо важнее для нас. Защищать своих детей или созданное своими руками вы будете гораздо быстрее и эффективнее чем что-либо, оставленное вам по наследству. Созданное собственными руками – это самое большое счастье, за которое мы держимся и никогда никому не хотим отдавать. Эти правила игры, конституция, образ жизни – это то, что должно объединить нас, а кирпичами должна оставаться наша национальная идентичность”.