Пять лет назад один из тогдашних министров (который и сейчас остается на вершине украинской политической тусовки) в беседе “не под запись” поделился своим прогнозом – у украинской легкой промышленности есть шанс выжить лишь в том случае, если украинцы будут готовы покупать премиальные вещи украинского производства.
Сейчас эта “мечта” близка к тому, чтобы стать реальностью. Но украинский легпром пытается остаться на плаву также за счет другого направления:
национальные fashion–бренды уже начали продавать свою продукцию за рубежом, в том числе – и в ЕС.
По оценкам самих украинских дизайнеров, сейчас в ЕС продается продукция около 20 украинских fashion-компаний. Конечно, пока сложно говорить о масштабных продажах, но это присутствие постепенно растет.
“Европейская правда” продолжает цикл историй об украинских компаниях, добившихся успеха на рынках стран ЕС. Ранее мы описывали успехи украинских компаний, изготовляющих одежду на заказ от ведущих мировых брендов.
Однако в Европе есть спрос и на оригинальную украинскую одежду.
Дизайнер Олена Даць (бренд Olena Dats’), считает, что сейчас идеальный момент для выхода в ЕС. “С одной стороны, в Европе есть интерес к Украине. Наша страна на слуху, ей сочувствуют, и все, что касается Украины, вызывает интерес.
С другой стороны – украинские бренды уже несколько лет работают в Европе, и часть из них уже добились признания. Например, украинская одежда ассоциируется с хорошим качеством и натуральными тканями, что не менее важно для покупателей”, – говорит дизайнер.
Кроме того, для украинских брендов сейчас хорошее время, поскольку
в Европе популярна одежда с элементами этнической вышивки, а в этом украинцы традиционно сильны.
И наконец, еще одно достоинство украинских дизайнеров – их новизна на рынке и эксклюзивность. “Покупатели, выбирая вещи незнакомых марок, часто подстраховываются таким образом от неприятных ситуаций, когда на прием могут прийти женщины в одинаковых костюмах. При покупке одежды ведущих, раскрученных мировых марок такой риск достаточно велик”, – говорит Олена Даць.
Олена рассказывает, что впервые представила свои работы в 2008 году на Парижской неделе моды и с тех пор как минимум принимает участие в двух парижских шоу-румах в год.
“Сразу после первого показа мы смогли найти первых покупателей – в Бельгии, а впоследствии и французские мультибрендовые магазины стали брать нашу продукцию”, – говорит она.
По словам дизайнера Ольги Аленовой (бренд ALONOVA), через Парижскую неделю моды, а также шоу-румы в Париже и Лондоне реализуется подавляющее большинство дизайнерских линий.
“Мы впервые были представлены на Парижской выставке Tranoi в 2012 году, и это сразу принесло волну новых покупателей. Причем не только из Европы”, – говорит она.
Впрочем, далеко не все украинские компании начинают свой путь в Европу со “столицы моды”.
Дом моды “RITO” – производитель дизайнерской трикотажной одежды, сейчас работает на литовском рынке, а также имеет продажи в Чехии и Дании.
“Начать свой путь c Франции и Италии сейчас хотят все модельеры. Поэтому эти рынки очень перенасыщены модной одеждой . В то же время, другие европейские страны куда более лояльны к новым маркам”, – говорит директор компании Татьяна Абрамова.
Немаловажно, по ее словам, что компании не пришлось адаптировать свои коллекции ко вкусам европейцев. “Как оказалось, вкусы жителей скандинавских и балтийских стран практически совпадают с предпочтениями украинцев – это существенно упростило наш выход на европейский рынок.
Конечно, совсем иная ситуация в странах южной Европы. Там вкусы существенно отличаются, и для работы на этих рынках нужна куда большая подготовка”, – уточняет Абрамова.
Сейчас, по ее словам, в странах ЕС компания реализует около 10% своей продукции. “Возможно, в связи с тем, что мы занимаем нишу между luxury и масс-маркетом, мы имеем одни из самых больших объемов продаж украинской одежды в ЕС”, – допускает директор “RITO”.
Фото RITO |
Несмотря на успехи, на пути у масштабного выхода украинских дизайнерских компаний в ЕС в первую очередь стоят как валютные ограничения, так и боязнь сотрудничать со страной, где идут боевые действия.
“В 2014 году очень многие европейские компании, ранее работавшие с украинскими дизайнерами, не стали перезаключать контракты. Они не были уверены, что мы в состоянии выполнить заказы в срок. На сегодняшний день эту ситуацию частично удалось преодолеть, однако в последние годы украинские бренды стали больше ориентироваться на рынки Ближнего Востока и Китая”, – говорит Ольга Аленова.
Почему азиатские рынки более интересны украинским дизайнерам, чем Европа?
Во многом это связано с отголосками кризиса – многие европейцы уменьшили свои траты на дорогую одежду и пока не готовы менять свои привычки и покупать боле дорогую одежду.
А кроме того, по словам Олены Даць, “Европа разбалована дешевой одеждой”, и в этом сегменте украинцам пока сложно бороться.
“Поэтому наши основные продажи – на Ближнем Востоке, где покупатели еще более требовательны к качеству, но при этом готовы за него платить”, – говорит Даць.
Ольга Аленова уточняет: украинские дизайнеры успешно продвигаются и на североамериканский континент – в этой связи большие надежды возлагаются на показ украинской одежды, который будет проведен в июне в рамках межправительственного бизнес-форума в Канаде.
Также первые шаги делаются для выхода на рынок Китая.
Фото ALONOVA |
“В любом случае, пока речь идет о luxury-продукции. Наверное, мы повторяем путь, который прошли в Украине: сначала был спрос на luxury-одежду и только потом, спустя лет десять, массовые покупатели привыкли к украинским брендам и стали им доверять”, – считает Аленова.
В такой ситуации основная (приносящая наибольшие финансовые прибыли) задача украинского легпрома – выход на мировой масс-маркет одежды – пока останется амбициозной, но трудно осуществимой.
В первую очередь,
в сегменте массовой одежды очень трудно конкурировать в цене “благодаря” особенностям украинского валютного регулирования.
“Мы держим марку в вопросе качества ткани, но это означает, что наша продукция зависит от импортных материалов. А в условиях, когда мы сдаем государству валютную выручку, а потом покупаем валюту по завышенной цене, сложно рассчитывать, что наша продукция будет недорогой”, – говорит Олена Даць.
Вторая проблема внешних рынков – “боязнь” зарубежных байеров работать с украинскими компаниями. В этом смысле предпочтения европейских оптовиков прямо противоположны покупательским.
“Выходом из ситуации может стать открытие дочерней компании в ЕС – что значительно облегчило бы продвижение украинского бренда за рубеж. Однако для этого нужно получить лицензию Нацбанка, что для небольшой компании практически нереально.
Доходит до смешного – минимальный уставный фонд для регистрации компании в ЕС составляет 3 тыс. евро, но получить на это разрешение практически невозможно, хотя абсолютно легально можно “в чемодане” вывезти из страны $10 тыс.”, – говорит Татьяна Абрамова.
Фото Olena Dats’ |
Еще более категорична Ольга Аленова. “Многие компании, по крайней мере, относительно крупные, добившиеся успеха в ЕС, рассматривают возможность переноса производства туда. Это поможет избежать постоянных проблем с прохождением таможни и возмещением НДС”, – говорит она.
А главное – условием успешного экспорта является высокий спрос внутри страны. А тут, к сожалению, ситуация близка к катастрофе.
“Главным условием успешного экспорта является высокий спрос внутри страны. А тут, к сожалению, ситуация близка к катастрофе. Если спрос в Европе просто снизился, то в Украине – упал катастрофически. И это проблема для украинских дизайнеров, так как экспорт не может заменить спрос на родном рынке”, – признает Аленова.
А значит – успех модного продвижения Украины во многом зависит от предпочтений самих украинцев.