Что спровоцировала реформа госаппарата, зачем запущена волна по ее отсрочке, и как в очередной раз подставилась фракция президента.
Первого мая в Украине вступит в силу принятый еще в декабре 2015 года закон “О государственной службе”. Закон призван внедрить революционный для постсоветского государства принцип конкурсного отбора для чиновников всех уровней: от замминистра до начальника отдела или ведущего специалиста в райадминистрации. Кроме этого документ предусматривает разделение государственных и политических должностей, а также создание независимого от политической конъюнктуры института государственных секретарей в министерствах.
“Наша официальная позиция и моя лично, как гражданина и члена комитета, и фракции в том, что ни о какой отсрочке вступления в силу этого закона не может быть и речи, потому что это уничтожит саму реформу госслужбы. А вслед за ней мы не сможем принять следующий необходимый закон и начать реформировать работу в органах местного самоуправления” – сказала в комментарии ЛІГА.net член профильного комитета, депутат Народного фронта Елена Бойко.
Внедрение в жизнь этого закона – одно из основных требований западных партнеров к Украине в части снижения политической коррупции и приведения госаппарата в подобающий цивилизованным странам вид. Теперь ни один министр не сможет перекраивать аппарат подшефного ему ведомства, подбирая кадры исходя из принципа личной преданности. В каждом министерстве появится государственный секретарь (независимый от политиков управляющий делами), избираться который будет на открытом конкурсе, с гарантией сохранения должности при смене министра или даже всего Кабмина. Для обеспечения полной независимости государственных секретарей, в бюджете-2016 заложен алгоритм постепенного повышения их заработной платы до уровня 27-30 тысяч гривень с 1 января 2017 года.
Кроме того, народные депутаты, наконец, перестанут получать звания госслужащих I ранга, не говоря уже об их помощниках. Логика проста и справедлива: депутат не может пользоваться благами статуса госслужащего, так как он фигура политическая, и, в первую очередь, работает либо на себя, либо на политическую партию, и только потом (может быть) – на государство.
Теперь о минусах, без которых в украинской политике редко обходится внедрение каких бы то ни было здравых идей.
Во-первых, текущая календарная неделя обещает стать рекордной по количеству назначений на госслужбу разного уровня – от заместителя министра до клерка с печатью в районной администрации приграничных областей. Ведь оставшееся до 1 мая время – последнее, когда чиновников можно назначать без конкурса, а значит, это последний шанс что-то получить за это назначение. По данным источников ЛІГА.net в Администрации президента, уже сегодня размер “благодарности” за назначение, другими словами – стоимость кресла, выросла в несколько раз. Поэтому показательно: кто какую должность получит в период с 22 апреля по 1 мая. Не надо быть ясновидящим, чтобы предположить, что десяток-другой одиозных товарищей, которые никогда не прошли бы честный конкурс, обязательно засветятся. Особенное внимание стоит уделить органам, распоряжающимся землей и другими горесурсами. .
Во-вторых, напомним, что 19 апреля группа народных депутатов зарегистрировала законопроект №4447 об отсрочке вступления в силу нового закона о государственной службе. Авторами выступили – Сергей Валентиров (Блок Петра Порошенко), Евгений Балицкий (Оппозиционный блок), Александр Пономарев (Воля народа) и Андрей Шипко (Відродження). Они хотят поменять в тексте закона всего одну цифру и, тем самым,перенести старт конкурсного отбора на госслужбу с 1 мая 2016 на ту же дату 2017 года. Инициатива экс-регионалов, коими являются вышеперечисленные слуги народа, тут же подверглась шквалу критики со стороны гражданского общества. Как уверяют в Администрации президента, законопроект об отсрочке не попадет даже в сессионный зал (никого не удивляет, что нынешняя АП с легкостью готова прогнозировать работу нынешней Рады). Вопрос в другом – почему экс-регионалы подали заведомо провальную, да к тому же весьма непопулярную инициативу?
По словам члена профильного комитета Елены Бойко, комитет по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления, не рассматривал на своем заседании проект №4447. Проект об отсрочке вступления в силу закона о госслужбе не рассматривался даже на уровне подкомитета по вопросам госслужбы и службы в органах местного самоуправления, который возглавляет Алена Шкрум от фракции Батькивщина. Следующая пленарная неделя начинается 10 мая, следовательно помешать вступлению в силу нового закона о госслужбе в срок уже ничего не может.
Однако, “любой, даже очень хороший закон, можно не выполнять. К тому же нас ждет непростой процесс имплементации закона о госслужбе при активном сопротивлении старый чиновничьих кланов”, – говорит собеседник в исполнительной власти. Таким образом, если новый закон начнет пробуксовывать или в его практическом применении хоть что-то пойдет не так, авторы вышеупомянутого проекта №4447 во весь голос будут напоминать своим и чужим избирателям, как пытались убедить Раду в несвоевременности радикальных перемен в структуре подбора и функционирования государственного аппарата.
Существует еще одна, конспирологическая, версия причин появления проекта об отсрочке вступления в силу закона “О госслужбе”. Народный депутат от оппозиционнойРадикальной партии Игорь Попов предположил в своем Facebook, что сорвать реформу государственной службы руками бывших регионалов пытается, на самом деле, власть. “Кланы раздерибанили квоты по должностям в Кабмине, и теперь надо расставлять для контроля новых схем новых заместителей министров и других “смотрящих”. За две недели не успевают всех назначить, это же надо перетереть с партнерами, провести кастинги, да еще и спецпроверки”, – считает Попов.
В качестве дополнительного доказательства намерения власти отсрочить важнейшую реформу соратник Ляшко назвал то, что в новом Кабмине Гройсмана сохранился пост министра Кабинета министров, хотя эта должность по новому закону ликвидируется с 1 мая.
Президент Порошенко и премьер-министр Гройсман заверили на днях, что ни о каком переносе во времени начала действия закон о госслужбе и речи быть не может, хотя технические правки в него уже после вступления в силу вполне могут быть и даже, по мнению президента, необходимы.
В-третьих, появление под явно антиреформаторским проектом об отсрочке важнейшего закона подписи народного депутата от президентской фракции в который раз обнажило проблему Блока Петра Порошенко, да и вообще всех партий власти – неоднородность состава и сомнительное качество подбора кадров. От БПП соавтором законопроекта стал Сергей Валентиров, имя которого ни рядовым избирателям ни большинству журналистов до сих пор было неизвестно. Сергей Валентиров на парламентских выборах 2014 года как самовыдвиженец баллотировался кандидатом по округу №81 (Токмак, Запорожкая область). К БПП присоединился уже в парламенте. Избирательная кампания Валентирова была скандальной: 9 октября 2014 года Общественная сеть Опора обнародовала данные о том, что Валентиров бесплатно раздавал очки для коррекции зрения. По информации Опоры, своеобразный предмет подкупа раздавался на округе до самих выборов. В итоге было роздано несколько десятков тысяч очков, по факту подкупа было заведено 11 уголовных дел, однако дальше этого правоохранители не зашли.
В СМИ Валентирова называют креатурой еще одного подписанта проекта №4447 – члена фракции Партии регионов прошлого созыва Александром Пономаревым (ныне – Воля народу). Например, ООО “Торговый дом “Агринол”, которое ранее было оформлено на Валентирова, по данным запорожских СМИ, на самом деле принадлежит Пономареву. Почему человек с такой биографией оказался в президентской фракции постмайданной Рады – вопрос к ее руководству. Впрочем, риторический. Ведь известно, что ради обеспечения нужного количества голосов и роли самой крупной парламентской силы, президентская фракция готова закрыть глаза на многое, сообщает Лига.