Завтра, 22 апреля, после захода солнца начинается один из главных иудейских праздников – Песах. Накануне этого праздника, “Апостроф” пообщался с главным раввином Украины и Киева МОШЕ-РЕУВЕНОМ АСМАНОМ, и расспросил его о видении ситуации в сегодняшней Украине. Раввин напомнил, что евреям после исхода из Египта, понадобилось 40 лет, чтобы избавится от чувства рабства. Судя по всему, Украине также придется основательно подождать, пока в сознании ее граждан произойдет перелом.
— Совсем недавно вы отметили юбилей — 50 лет. Скажите, приходит ли с возрастом мудрость?
— Жизненный опыт — это большое приобретение. Очень многие в мире полагают, что если человек достигает 60 или 70 лет — его в тот же момент нужно отправить на пенсию. Но это грубейшая ошибка, ведь человек все эти годы бережно копил знания, приобретал опыт. Наоборот, настало самое время эти, накопленные годами, знания применять. А на практике получается, что вместо этого таким людям говорят: спасибо, но теперь идите и доживайте свои годы сами, а мы тут без вас справимся. В этом, как мне кажется, кроется концептуальная ошибка всего человечества. Человеку в годах, когда он чувствует, что уже никому не нужен, только и остается, что доживать оставшееся ему время в этом мире годы.
— С какими мыслями вы вошли в этот юбилей?
— Я поставил себе макрозадачу на последующие 50 лет — сделать во много раз больше, чем в первые 50 лет жизни. Я не писал конкретно, что именно буду делать, потому что ситуация очень динамично меняется с каждым днем. Но главная задача, конечно же,— это привести мессию. Мы давно ждем этого. Я даже больше скажу, все то, что происходит сейчас в мире, является явными признаками прихода мессии. Этому свидетельствуют убыстрение всех возможных процессов… Природные катаклизмы, войны, изменения границ государств… Все то, что мы сейчас наблюдаем. То, что мы сейчас пережили за несколько лет — люди раньше не проживали столетиями. Это все говорит о том, что мир должен поменяться. Но я вижу счастливый конец в этом всем: когда придет мессия, первое, что будет — так это мир во всем мире. А это значит, что закончатся войны, волк начнет жить с ягнёнком, не будет больше агрессии, и “хищного зверя я уведу из земли…”.
— Как бы вы оценили ситуацию в украинском обществе? Все-таки последние два года после Майдана принесли немало изменений…
— Главное, что изменилось эти два года — это отношение людей. Общество стало менее равнодушным. И в этом, конечно же, есть позитив. Люди сплотились и научились помогать друг другу. Но в тоже время, я не хотел бы говорить о внешних врагах, когда внутренних немало: и дальше процветает коррупция, все больше случаев продажности судьей. Если от этого не избавиться, то ничего не будет. Наследство прошлых режимов до сих пор не вывелось из разных сфер нашей жизни. С одной стороны — есть надежда на светлое будущее, а с другой стороны — тяжелое экономическое положение в стране, которое дает о себе знать все время. Из этого положения нужно выбираться, и как можно скорее. Иначе это чувство очень скоро угаснет.
— В одном из интервью вы говорили, что одна из семи заповедей для всего человечества: “Сделай справедливые суды, которые могли бы справедливо судить”. Есть надежда, что когда-то в Украине так и будет?
— Верить нужно всегда. Украина два года назад получила приток энергии и возможность жить справедливо, но ситуация остается прежней, и в судах за это время, к сожалению, так ничего и не изменилось. От этого очень обидно. Поэтому сейчас каждый должен начать эти изменения с себя. Без этого нельзя построить справедливое общество. Вот, например, когда я увидел ребят из новой полиции, какие они любезные, как разговаривают, не берут, так сказать, мзды, то это сразу дарит огромный позитив и надежды, что изменения могут быть. Не знаю, как долго этот позитив продлится, и так ли там все хорошо на самом деле, но сейчас это хоть и небольшое, но приятное изменение к лучшему.
— Что нужно сделать для того, чтобы таких примеров было больше?
— Нужно воспитывать с детства новое поколение, которое уже с рождения будет совсем другим. На этой неделе у нас будет большой праздник выхода из Египта (Песах, — “Апостроф”). Так вот, если помните, долгое время в Египте было поколение рабов и Моисею понадобилось 40 лет, чтобы вывести их из Египта и выбить из них это чувство рабства. И только со сменой поколений, когда пришли новые люди с совершенно другой психологией, ситуация изменилась.
— Значит, чтобы в Украине коррупцию искоренили полностью тоже должно пройти не менее 40 лет…
— Может и не совсем 40 лет, но какое-то время должно пройти однозначно. Во всяком случае, нужно учиться на исторических ошибках. Ведь есть масса и других примеров, не только этот. Стыдно, когда люди не учатся, ни на своих ошибках, ни на чужих. Особенно это касается власти. Но даже в этой ситуации, патриотизм народа, который мы сейчас наблюдаем, очень воодушевляет. Однако, такое воодушевление не вечно, оно нуждается в постоянной подпитке результатами.
— Вам не кажется, что сегодня этого патриотического воодушевления, о котором вы говорите, стало намного меньше?
— Да, этого воодушевления уже меньше. Самое страшное — это разочарование. Когда человек делает что-то хорошее, а потом приходит в какое-то бюрократическое учреждение, где с него требуют взятку или чего-то в этом роде, то неудивительно, что у такого человека падает и мотивация, и настроение, и дух, и воодушевление на что-то хорошее. Тогда люди начинают задаваться вопросом, а за что же я боролся? Я считаю большим преступлением, что такие хорошие качества, как патриотизм, или стремление сделать добро, столь неблагоприятными людьми убиваются. Это страшно.
— Наверное, во многом, из-за этого, мы сейчас наблюдаем всплеск миграции. Есть ли такая тенденция среди членов еврейской общины?
— Да, очень значительная. Только за последний год показатель миграции евреев из Украины достиг невероятно большого уровня. Речь идет уже о нескольких тысячах. В основном, уезжают в Израиль. Очень жаль, что сложилась такая тенденция, но каждый человек волен делать то, что хочет. Если их в Израиле готовы принимать, дают возможность встать на ноги — то очень немногие от такого откажутся. Моя же задача здесь создать максимально комфортные условия для жизни и восстановления тем, кто приехал из оккупированных территорий.
— Сейчас многие благотворительные организации помогают переселенцам. Еврейская община также активно помогает в этом вопросе…
— Да, мы продолжаем активно оказывать помощь переселенцам, и не только им. Две недели назад, например, я участвовал в отправке группы психиатров в Израиль для приобретения новых знаний, опыта… Это была очень большая группа психиатров со всех регионов Украины, которые помогают бойцам в реабилитации. Они встречались там и с министром здравоохранения, и с врачами, в разных клиниках были. Я очень рад, что мне посчастливилось поучаствовать в этом процессе, и я очень надеюсь, что это хоть немного поможет, ведь в Израиле очень хорошо развита военная медицина, в особенности, что касается послевоенной реабилитации. Это очень важный аспект, ведь все эти бойцы достаточно долго находились под огромнейшим стрессом и давлением, и в значительной степени нуждаются в такой помощи.
— В прошлом году вы построили для беженцев целый городок Анатевка. Расскажите, какая там сейчас ситуация? Насколько он заполнен, на каких условиях можно получить жилье…
— Мы сейчас продолжаем достраивать этот городок. Это частный благотворительный проект. Ведь мы от государства не взяли ни копейки. Но, к моему большому сожалению, также сталкиваюсь с коррупцией и с нежеланием помочь.Финансирует проект Всевышний, который и присылает нам различных спонсоров. В основном — это евреи, частные лица или организации. Собственно, поэтому в первую очередь там селятся еврейские и смешанные семьи. Есть и нееврейские семьи. Вторую часть проекта мы хотим сделать открытой для всех. У нас еще много планов в этом направлении, и если удастся помочь даже одной семье, значит, эти усилия того стоили.
— Скольким переселенцам вы уже помогли за это время?
— Нескольким сотням, примерно, пятистам человек, или даже чуть больше. В Анатевке, не смотря на то, что у нас не хватает средств, мы также планируем разместить дополнительно еще примерно 500 человек. Для этого мы уже докупили дополнительно 2 га земли, чтобы увеличить количество жилых мест.
— Это ведь не единственный социальный проект, которым вы сейчас занимаетесь? Над чем еще работаете?
— Конечно, не единственный. Мы сейчас строим еще здание реабилитационного центра для бойцов АТО и не только. Это будет очень многофункциональный центр. В планах – это должен быть целый городок. Там, кстати, уже полгода живут несколько человек. Причем первый дом мы построили всего месяца за четыре. Как только находим спонсора — так сразу и строим. Вот сейчас, например, я нашел спонсора из Америки, который готов выделить деньги для строительства реабилитационного центра для детей с тяжелыми болезнями. Мы никогда не отказываемся от таких проектов, даже если нам не всегда под силу их самостоятельно реализовывать, потому что добрые дела — многогранны.
— А как на счет помощи евреям, которые остались на оккупированных территориях. Есть у вас какие-то данные о том, сколько их еще там осталось?
— Нет, точных данных, к сожалению, у меня нет. Раньше, еще до начала военных действий, на территории Донецкой и Луганской областей жило примерно 20 тыс. евреев. Сейчас уже очень многие оттуда выехали, кто в другие города Украины, кто, в Израиль. А раввины Донецкой и Луганской областей вместе со своими общинами переехали в Киев.
— А как на счет еврейских общин на территории аннексированного Россией Крыма? Вы поддерживаете как-то с ними связь?
— Так, чтобы тесно, то нет. Несколько семей, которые выехали из Крыма, живут сейчас в наших общинах. Но, если сравнивать с восточными областями, где большинство бежало, то из Крыма беженцев все же в разы меньше. Бывало такое, что приезжали из Крыма и покупали у нас разную еду кошерную на праздники, но как таковой, особой связи с крымскими евреями сейчас нет.
— Вы можете объяснить, почему такой разрыв в общении произошел? Разве религия не стоит над политикой?
— Вы понимаете, все то, что произошло – оккупация, война – не то, чтобы совсем разделило общину, но создало немало сложностей. Возникла довольно большая пропасть между разными людьми. И универсального рецепта, как сейчас объединить это общества, увы, нет. Ясно лишь, что это должна быть инициатива с разных сторон. Из-за сложившейся ситуации, в Украине оказалось больше 1 млн беженцев. Я говорю сейчас о разных национальностях. Это люди, которые потеряли все, и которым надо как-то жить. Но у государства, как обычно, нет денег. Поэтому мы стараемся помогать, как можем. И что самое приятное, уже есть последователи уже и у наших проектов. Но для помощи беженцам должна быть все-таки какая-то четкая государственная программа. Например, по совместному строительству. Когда очень давно я строил детский дом, и одним из спонсоров у меня был бизнесмен из Лондона. Так вот, когда я попросил у него денег, он сказал мне — почему ваше государство не участвует в таких проектах? Не обязательно деньгами даже, можно просто под такие объекты бесплатно землю давать или разрушенные, заброшенные здания… Но в нашем случае это абсолютно нерабочая модель.
— А что же тогда? Еще один пример бюрократии и тотальной коррупции госсектора?
— Нет, это уже даже не коррупция, это уже безразличие. Мы ведь и так привлекаем благотворительные инвестиции, без помощи государства. Но и со стороны власти должно быть участие. По идее, всем от такого сотрудничества должна быть выгода. Но, как оказалось, никому это не надо, или точнее, мало кому надо. Поэтому я давно уже полагаюсь только на частные проекты.
– Обращались ли вы с подобными предложениями напрямую к украинским чиновникам, политикам? Ведь во многом, это состоявшиеся люди, которым под силу и в частном порядке профинансировать такие проекты.
— У нас достаточно хорошие отношения с политиками разных уровней, и кто может, всегда помогает. Ведь мы также работаем и на имидж Украины. Поэтому, мы не падаем духом.
– Вы можете оценить, какое влияние имеют сейчас евреи на развитие украинского общества в целом?
— Евреи влияют на развитие любого общества. Мы это видим исторически. Всевышней в Торе как-то сказал: “Вы будете светочем для всех народов”. Поэтому не случайно, из иудаизма вышли все главные религии мира. Поэтому, если мы посмотрим исторически, везде, где жили евреи, они развивали свою страну. Когда, например, из Испании изгнали евреев, она очень сильно в этом потеряла. Или, Израиль, например. Еще 60 лет назад — это была пустынная страна. Все, кто там жил в то время знают, что там ничего не было. Сейчас же это совсем другая страна, с передовыми технологиями и с очень высоким уровнем жизни. Страна никого не интересовала до того момента, как она изменилась. И таких примеров очень много, начиная из изгнания евреев из Египта. И все потому, что у евреев есть такое качество — они всегда помогают там, где живут.
— А если вернутся к теме Украины, как все-таки евреи сейчас помогают?
— В Украине ситуация сейчас несколько иная. Но те евреи, с которыми я общаюсь, все хотят сделать все возможное, чтобы поднять Украину. Более того, мы всегда стараемся привлечь финансирование из-за границы. Ведь у нас есть связи с разными, например, европейскими общинами в Европе, Америке. Но очень важно, чтобы здесь они встречали не бюрократию и коррупцию, а реальный интерес и помощь. Украина теряет время, пока ищет всевозможные кредиты. Нужно искать инвестиции. Есть очень много возможностей для этого.
— Но разве инвестиционный климат в стране не пошатнулся от военной нестабильности на востоке Украины?
— Безусловно. Но даже в таких условиях есть люди, которые готовы привозить сюда деньги. И не маленькие. Мы это ощутили даже на наших небольших социальных проектах. В Украине огромнейший потенциал, и множество ресурсов. Я хоть и не бизнесмен, но вижу, что это все практически не развивается, как должно. Но чтобы этот приток пошел, нужно все-таки начать улучшения с себя. Один из великих мудрецов сказать, прежде чем улучшать мир, нужно улучшить себя. А у нас получается, что сначала хотят улучшить мир, потом свою страну, мир, и только потом себя, свою семью.
— С этим трудно не согласиться, но есть же чиновники, которые во многом и задают курс страны…
— Да, и ведь тот же народ их выбирал. Я не хочу давать им оценку. Я религиозный лидер и моя задача не давать им оценки, а улучшать то, что есть. Я стараюсь их не критиковать. Кто есть, с теми и стараемся помогать. Главное, чтобы они не посрамили всех нас в такое непростое для страны время. Народные избранники сейчас особенно должны и днем, и ночью пахать на благо народа, который их выбирал. Я это делаю, иногда и в ущерб своему карману, но надо знать для чего ты приходишь в этот мир.
Я очень часто провожу похороны, где говорю, что человек не заберет на тот свет ничего, кроме добрых дел. Вот с ними туда и идут. А есть ли у тебя миллиард или больше, то это не важно, все потратить ведь не удастся. В Торе есть такой закон, Мицва, и одна из заповедей этого закона — благотворительность. Но это не пожертвование, это справедливость. У нас каждый должен отдавать от 10 до 20%. И не важно, богатый ты, или бедный. По еврейскому закону, ты обязан от своего заработка отдать эти деньги на благотворительность.
— Получается, что это некий благотворительный налог…
— Да! Вот в Америке, например, или совсем освобождаются, или имеют какие-то льготы те люди, которые занимаются активно меценатством или благотворительностью… У нас этого нет. Ведь не поощрение благотворительности — это очень неправильно. А человеку, чтобы официально отдавать какие-то деньги на благотворительность, нужно потом еще заплатить государству.
— Как это можно изменить? Вы не выступали никогда с такой инициативой, чтобы совместно с кем-то подготовить такой законопроект, например.
— Да, нужно ввести такой закон. Но у меня нет лично столько времени. Здесь надо очень много работы провести, чтобы не было такого, что недобросовестные люди это могли за основу каких-то своих схем взять. В западных странах это настолько развито, что там людям больше невыгодно убегать от налогов, чем наоборот. Человек может официально жить, платить все налоги, но если этого не делать — останется пятно до конца жизни. Там выгодно жить честно. Очень хотелось бы, чтобы в Украине так было. Нужно сделать небольшие налоги, но чтобы все их платили, и в зависимости от этого получали еще какие-то льготы. Это и есть то, что называется реформы, а не то, что мы видим сейчас в стране. Я могу только молиться за то, чтобы это однажды случилось.
— Хотелось бы коснуться такой важной темы, как антисемитизм. Есть ли сейчас в Украине это явление?
— Антисемитизм всегда есть там, где есть евреи. И здесь есть два важных вопроса: как к этому относится государство и как к этому относятся люди. Так сложилось, что в Украине уровень антисемитизма ниже, чем в России, и даже ниже чем в Европе, где в основном, радикальный исламистский антисемитизм, то есть, выходцы из арабских стран совершают акты нападения на евреев и так далее. В Украине, к счастью, сегодня такого нет. Дай Бог, чтобы так и было дальше. Более того, в последнее время многие евреи немало делают для Украины, они проявили себя как патриоты этой страны, сражавшиеся за нее, сделавшие для нее много хорошего.
— Как вы развиваете еврейскую культуру в Украине? Есть ли в обществе такая потребность сейчас?
— Есть очень много программ и по изучению Торы, и по культуре. Основная наша аудитория — это, конечно же, евреи. Сама религия в основном на этом сосредоточена. И это наша первоочередная задача. Она не изменялась уже три с половиной тысячи лет. Это доказывает, что наши незыблемые вещи пережили очень многое. Мы не Тору меняем под этот мир, а мир под Тору. Да, мы пользуемся всеми достижениями мира, но законы мы не меняем. Мы можем делать то же самое, но в тех нормах, которые молодежи, например, более удобны.
— Не могли бы вы дать напоследок какие-то рекомендации или может наставления, как пережить это нелегкое время.
— Первый и основной духовный совет заключается в том, что в любой ситуации нужно быть в радости. Как у нас говорят, все болезни на нервной почве. Даже те, кто находится в тяжелой ситуации, у кого ничего нет, помните, что богатство — это еще большее испытание, чем бедность. Есть такая книга “Поучения отцов”, где задается очень простой, но важный вопрос: “кто такой богатый?” —”Это тот, кто радуется тому, что имеет”. Ну, и, конечно же, как я уже говорил, нужно изменять мир, начиная с себя. В этот Шабат мы молимся за Украину. Поэтому будем все молиться и верить в то, что в Украине все будет хорошо, и чтобы Всевышний вложил в головы людям и правителям правильные вещи.
Источник: Апостроф