Над проектом «Панамский архив» больше года работали 380 журналистов-расследователей из 70 стран мира. Они представляли свои СМИ, а также Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) и Центр по изучению коррупции и организованной преступности (OCCRP). Совместная журналистская работа такого масштаба проделана впервые в истории. Но информация, уже обнародованная, это далеко не вся имеющаяся информация. Как рассказал «Медузе» один из участников проекта, журналист “НГ” Роман Анин, многое еще впереди.
– Могу сказать, что на сегодняшний день опубликовано далеко не все — ни в том, что касается России, ни в том, что касается остальных стран. Просто бумага и даже онлайн — не резиновые. Все сразу поместить не получается. Будут еще важные части нашего расследования как о России, так и о наших соседях: впечатляющие документы есть, например, по Украине и Азербайджану.
380 журналистов, участвовавших в расследовании, — это огромная команда. Представить себе летучку, в которой все участвуют, невозможно. Но таких летучек и не было. Впрочем, особо детективных историй с явками и паролями тоже не было; мне нечем особенно впечатлить. Была пара интернациональных встреч журналистов, которые участвовали в проекте. Они нужны были скорее для знакомства и координации действий. В основном вся кооперация проходила с помощью онлайн-платформ, которые были специально для этой истории разработаны и которые, надеюсь, будут использованы в дальнейшем, поэтому подробно о том, как это все функционировало, я не могу рассказать.
Россия — единственная страна, в которой на результаты нашего расследования реагируют, исходя из каких-то конспирологических теорий. Но если посмотреть на ситуацию здраво, то в расследовании участвовали журналисты из 70 стран, объединить их ради достижения сомнительных целей или манипулировать ими — нереально. Россия и российские чиновники — единственные, кто кричит о спланированной атаке, забывая, что расследование касается и других стран, в числе которых и недруги, и друзья России, и те, с кем Россия воевала, и те, с кем пытается дружить: Великобритания, Исландия, Китай, Бразилия, Австралия и Украина. Прослеживается какой-то конспирологический принцип? Нет. Принцип другой: в каждой из этих стран чиновники попались на офшорах. И только в России в этом видят политику.