В Украине следствие рассматривает несколько версий убийства адвоката Юрия Грабовского, представлявшего интересы гражданина России Александра Александрова. Одна из версий – спланированная операция.
Тело Юрия Грабовского нашли сотрудники правоохранительных органов рано утром, 25 марта, в 27 км от города Жашков Черкасской области. По данным следствия, преступники схватили адвоката в Одессе, накачали его психотропными препаратами, затем доставили в Киев, а оттуда перевезли в заброшенный колхозный сад под Жашковым, где застрелили и закопали. На это место указал второй подозреваемый по этому делу, задержанный накануне в Одесской области.
Первого подозреваемого задержали еще 16 марта в аэропорту Одессы, куда он прилетел из Египта. При обыске у него нашли поддельные паспорта и документы украинских спецслужб. Именно этот человек написал ранее от имени адвоката на его странице в “Фейсбуке” такое сообщения: “Пришлось уехать из Украины не по своей воле. Зато я в безопасности”. Оба подозреваемых – граждане Украины. Одна из ключевых версий убийства адвоката – спецоперация. Следствие продолжает розыск других причастных к этому преступлению и устанавливает его мотивы. О подробностях убийства на брифинге сообщил главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос:
“Предварительно могу сказать, что Грабовский был убит с достреливанием огнестрельным оружием. На месте захоронения тела найдены остатки уничтоженной одежды исполнителей преступления. На ноге Грабовского был браслет со взрывчаткой, благодаря которому они подавили его волю к сопротивлению. По свидетельствам подозреваемых, в случае попытки побега адвокату угрожали привести в действие взрывное устройство, и его разорвет на месте”.
На вопрос журналистов, есть ли в этом деле российский след, Матиос прямо не ответил. Однако 20 марта в эфире канала “112.Украина” главный военный прокурор заявил, что операция по похищению Грабовского была спланирована бывшими гражданами Украины и спецслужбами РФ “для создания картинки” на заключительной стадии рассмотрения дела в отношении российских спецназовцев Евгения Ерофеева и Александра Александрова.
5 марта Юрий Грабовский уехал в Одессу и остановился в гостинице “Аркадия”, откуда должен был выехать 7 марта, но так и не забрал из гостиничного номера свои вещи. 9 марта адвокат не явился на заседание Голосеевского суда Киева по делу Ерофеева и Александрова. С ноября минувшего года он защищал интересы Александрова. А 10 марта полиция Одессы объявила о розыске Грабовского и, как предусмотрено в таких случаях, открыла уголовное дело по статье “Умышленное убийство”.
В последний раз Юрия Леонидовича в сопровождении неизвестного мужчины видел помощник адвоката Ерофеева Оксаны Соколовской вечером 6 марта в его киевском офисе. Этот помощник долго отказывался от сотрудничества со следствием, на очной ставке он не узнал задержанного, который, как заявил Матиос, в тот вечер все-таки был с Грабовским в Киеве. Из-за таких действий помощника, по словам военного прокурора, следствие потеряло много времени. Вот что по этому поводу Радио Свобода сообщила Оксана Соколовская:
“Сейчас осуществляются все действия, даже судя по словам Матиоса на последнем брифинге, чтобы меня не просто дискредитировать, а, я так понимаю, – ликвидировать. Мало того, что я виновата в том, что они вовремя не нашли тело Юры, я еще и виновата… в том, что Российская Федерация будет предпринимать все меры, направленные на неосуждение российских граждан: Ерофеева и Александрова. Это говорит о том, что адвоката снова будут менять в этом деле и снова процесс будет затягиваться”.
Вместо Грабовского защитником Александрова 21 марта стал киевский адвокат Валентин Рыбин. Соколовская, которую сейчас по ее просьбе охраняют сотрудники СБУ из-за угроз неизвестных, опасается, что ее могут арестовать 7 апреля. В этот день Апелляционный суд Киева должен рассмотреть ходатайство прокуратуры Киевской области о взятии ее под стражу по делу о нанесении Соколовской тяжких телесных повреждений в июле 2014-го некоему гражданину Крамаренко. Оксана Соколовская:
– Осуществляется сумасшедшее давление на судей, и есть прямая команда выполнения тех задач, которые перед ними поставлены. Все судьи понимают, кто стоит за этим дело и зачем его открыли. Они получили команду выносить соответствующее определение, чтобы я оказалась под стражей.
– Ранее вы неоднократно заявляли в СМИ, что за исчезновением Грабовского стоят не российские, а украинские спецслужбы. На чем основывались вши утверждения?
– Мои утверждения, как основывались, так и основываются на всей информации, которая, в том числе, является публичной. Если вы внимательно посмотрите на страничку Юрия Грабовского <в “Фейсбуке”>, то он там четко указал, кого обвинять в случае его исчезновения, кто осуществляет давление на нас как на адвокатов. Это все происходило со стороны обвинения, главного военного прокурора. Уголовное преследование меня, которое, как рассказывают, является “обычной бытовухой”, – это инициатива Генеральной прокуратуры.
– Украинское руководство заявляет, что приговор по делу Ерофеева и Александрова должен быть вынесен как можно скорее для того, чтобы обменять осужденную в России Надежду Савченко. А вы полагаете, что прокуратура пытается затянуть этот процесс? Зачем?
– Затем, чтобы не предоставила сторона защиты доказательства, которые у нас были, и не разбила окончательно экспертизу, которая была в этом уголовном производстве, – заявила Оксана Соколовская.
Евгений Ерофеев и Александр Александров, напомню, были задержаны в мае минувшего года в Луганской области и признались, что являются действующими военными Главного разведуправления российской армии и имеют звания соответственно капитан и сержант. Однако затем на судебном процессе в Киеве они отказались от своих показаний и начали утверждать сначала, что на момент задержания были безработными, а затем сказали, что были милиционерами самопровозглашенной Луганской народной республики.
Комментируя ход судебного процесса и возможность обмена россиян на Надежду Савченко, в одном из своих последних интервью Юрий Грабовский заявил:
“Насколько я понимаю, по тому беспредельному обвинению, которое составлялось и подавалось в суд, действительно, была идея громкого политического процесса для того, чтобы обменять граждан РФ на Савченко. Эти процессы должны быть зеркальными. Но из того объема обвинений, которые выдвинуты россиянам, все уже понимают, что многие обвинения выглядят бредовыми. Взять, например, обвинение в развязывании агрессивной войны капитаном и сержантом. Будучи в здравом уме, все понимают, что при всем своем желании капитан и сержант не могут вступить в преступный сговор с начальником ГШ ВС РФ и развязать агрессивную войну между двумя нашими странами”.
Как подчеркивает главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос, приговор российским военным необходимо вынести не только для того, чтобы обменять их на Надежду Савченко, но и для того, чтобы можно было обратиться в международные суды и доказать в них факты российской агрессии против Украины, сообщает Радио Свобода