Похоже, что мир начинает понимать: в войне с наркотиками не может быть победителей. Репрессивный подход к наркопотребителям не привел к сокращению масштабов наркомании. Эту проблему нужно рассматривать как медико-социальную. В этом убежден Специальный представитель Генсека ООН по ВИЧ-СПИДу в Восточной Европе и Центральной Азии Мишель Казачкин. Он также член международной Комиссии по контролю над наркотиками. Профессор Казачкин недавно побывал в Киеве, где обсуждались вопросы стратегии борьбы с наркоманией. До событий 2014 года благодаря программам по снижению вреда Украине удалось значительно сократить число ВИЧ среди наркоманов, сообщает Радио ООН
Шла также работа над стратегией в этой области. Продолжает Мишель Казачкин.
МК: Они написали новую стратегию, которая была принята кабинетом министров, в 2013 году, если я не ошибаюсь. Конечно, после того, что случилось, остановило работу по этой теме, и хотя стратегия есть на бумаге, практически ничего не изменилось. Так что хотя там и есть политика по снижению вреда, все-таки есть репрессии и по законодательству людей могут арестовать и посадить в тюрьму за употребление наркотиков, что, конечно, является совершенно несовременным подходом, когда очевидно, что нужно ставить здоровье и безопасность людей во главу угла и когда столько идет разговоров о прекращении криминализации.
На этой встрече в Киеве были интересные прогрессивные выступления министра здравоохранения и нового главы Службы по наркотикам. Интересно, что в Украине теперь, все то, что имеет отношение к международному режиму по контролю над наркотиками, находится в ведении министра здравоохранения. Ну и читал в прессе, что на следующий день после этой встречи министр… призвал прекратить криминализацию и лишение свободы людей, употребляющих наркотики.
ЕВ: Один из противоречивых аспектов, это вопрос легализации ряда наркотических средств в медицинских целях, поскольку огромное количество больных страдает, особенно больных смертельными заболеваниями, не имеющих доступа к болеутоляющим лекарствам. Как к этой теме относятся в Украине?
МК: Тоже довольно хорошо и довольно прогрессивно. Но вы сказали «легализация» – эти лекарства уже легальные, но система настолько строилась на репрессиях против тех, кто употребляет наркотики по другим причинам, что стало очень трудно многим странам обеспечивать лекарствами тех, кто в них нуждается. Нужно объявлять, сколько ты как страна хочешь получить наркотиков на следующий год. Врачи очень боятся, что они будут предоставлять эти лекарства больным, а у больных разовьется зависимость. Врачи мало знают об этих лекарствах. У больниц, для того, чтобы получить разрешение властей на то, чтобы купить эти лекарства, тоже безумные трудности. Но в Украине довольно хорошая структура паллиативной помощи, и гражданское и научное общество над этим серьезно работают. Мне было очень интересно видеть, что люди не только думают о стратегии и политике Украины в области незаконного потребления наркотиков, но и в то же время их интересует, как увеличить доступ к этим лекарствам.