В Одессе открылся необычный “Театр ушей” — место, куда приходят не смотреть на игру профессиональных актеров, а вслушиваться в игру тембра, динамики и голоса молодых авторов и музыкантов. Несмотря на отсутствие рекламы, бесплатные литературно-музыкальные вечера собирают до 150 посетителей. “Сегодня” тоже побывала на одном из концертов.
Помещение для выступлений артистам предоставил Еврейский культурный центр “Мигдаль”. Приходить сюда нужно заранее, чтобы не нарушить атмосферу, прихватив с собой повязку для глаз. “Представление” начинается еще в коридоре — посетителям завязывают глаза и доверяют “поводырям”, которые заботливо заводят в зал и усаживают на место.
Приходится немного подождать, пока усадят всех. Сначала немного страшно не видеть происходящего, но вскоре воцаряется тишина и начинается действо. Музыкант Павел Репин начинает играть на рояле и петь, а затем друг за другом, каждый со своей болью, идеей, эмоцией читают или поют артисты.
В день нашего похода в театр выступали одесская художница Евгения Селезнева, врач скорой помощи и поэтесса Елена Стукаленко, инициатор “Театра ушей” Ирина Фингерова, автор ироничного романа “Женщины как женщины” Елена Андрейчикова и одесский поэт Борис Краев…
Час выступлений пролетает, словно несколько минут. После этого можно, наконец, снять повязки и увидеть авторов, поделиться впечатлениями и обсудить, как улучшить выступления. Организаторы внимательно выслушивают и обещают учесть все замечания к следующему разу.
Организатор действа Ирина Фингерова призналась “Сегодня”, что задумала новый жанр спонтанно. “Если не лукавить, то, конечно, я создавала идеальные декорации для себя самой, так как мне тоже хотелось выступить”, — рассказала писательница. И добавила, что “Театр ушей” позиционирует себя как аудиотеатр, который работает в двух форматах: литературно-музыкальный (поэзия, проза, музыка — все авторское) и целостный аудиоспектакль.
Официальной команды у театра нет. Ирине помогает муж, друзья и участники выступлений. А выйти на сцену тут может каждый — для этого нужно прислать аудиозапись своего выступления либо прийти на “Литературный салон” — встречи по средам для авторов, на которых устраивают предварительное прослушивание.
БЕЗ МАТЕРЩИНЫ. По словам организаторов, запретных тем в театре нет, но поскольку люди с завязанными глазами эмоционально уязвимы, на сцену стараются не допускать грубой лексики. “Если это слово нужно для того, чтобы выразить идею, пускай, но не через каждые два слова. Потому что есть и такие авторы”, — делится Ирина Фингерова.
По ее словам, театру еще нужно развиваться, обеспечивать приезд авторов из других регионов, становиться уникальным культурным явлением. “Мы некоммерческий проект и выбираем лучшее из того, что есть в наличии. Но я уверена, если есть желание, любое дело может разрастись до огромных масштабов, гастролей по Украине и Европе”, — говорит собеседница.
А солистка группы Public Drama Мария Тимощук, которой довелось выступить перед зрителями в повязках на глазах, признается, что, выступая, могла просто петь, не задумываясь о макияже и прическе. “Я сама получила еще больше удовольствия от процесса, чем обычно”, — смеется Мария.