В субботу в Гаване произойдет событие, которое уже назвали эпохальным: впервые в истории встретятся Римский папа и патриарх Московский и всея Руси.
Такая возможность обсуждалась около 25 лет. Желание приехать в Россию не раз высказывали предшественники нынешнего папы Франциска Иоанн-Павел II и Бенедикт XVI, сообщает Би-би-си
РПЦ никогда не отвергала идею в принципе, но каждый раз находила причину сказать: надо обождать, пока условия не созрели.
Историк-религиовед Андрей Зубов в интервью Русской службе Би-би-си в декабре 2014 года назвал основными причинами этого общероссийское антизападничество и внутрицерковное сопротивление. По его мнению, значительная часть священников и прихожан еще консервативнее, чем государство и верхушка РПЦ.
“Массовое сознание церковных людей продолжает видеть в католицизме монструозного врага православия. Для них католик хуже чекиста, преследовавшего церковь, хуже неверующего, который просто равнодушен к Богу”, – заявил он.
Некоторые аналитики связывают нынешнее решение, ставшее, по словам известного православного деятеля протоиерея Всеволода Чаплина, полной неожиданностью для церковной общественности, с обстановкой на Ближнем Востоке и российской военной операцией в Сирии
Вероятно, папа и патриарх будут говорить об угрозе восточным христианам со стороны “Исламского государства” (радикальная группировка, запрещенная в России и ряде других стран) и необходимости объединения усилий для борьбы с ним.
Место встречи, указывают наблюдатели, выбрано дипломатично. Куба – католическая страна, одновременно вызывающая теплые воспоминания у людей, ностальгирующих по советской сверхдержаве.
Великая схизма
Спор между православными и католиками насчитывает более тысячи лет: в 1054 году папа Лев IX и константинопольский патриарх Михаил взаимно предали друг друга анафеме, а острые конфликты случались и раньше.
Дело было, прежде всего, в политике: римские первосвященники претендовали на руководство христианским миром, византийцы признавать их главенство не хотели.
Кроме того, западные христиане уже в раннем средневековье допускали возможность развития и обновления доктрины, а их восточные собратья считали грехом малейшее отклонение от догматов первых вселенских соборов. Не случайно в католическом богословии позднее такую роль играли публичные диспуты.
В 1437 году константинопольский патриархат под угрозой османского нашествия согласился на унию с Ватиканом. Московский митрополит Исидор вернулся с Флорентийского собора в сане католического кардинала. Великий князь Василий II прогнал “злого прелестника”. А спустя 16 лет Византия пала под ударом турок.
На русских это произвело колоссальное впечатление: Константинополь уступил “латинцам” и понес Божью кару, а Москва осталась тверда – и стоит “яко Третий Рим, четвертому же не бывать!” Именно отсюда пошло представление об исключительности “Святой Руси”.
Две церкви в цифрах
Оценить количество православных и католиков можно лишь условно. И в той, и в другой конфессии имеется немало людей, понимающих под принадлежностью к ним цивилизационную идентичность и культурную традицию, глубоко не воцерковленных, или вообще скептиков.
Специалисты обычно отталкиваются от самоидентификации людей, выраженной в ходе опросов.
Католицизм – крупнейшая христианская конфессия мира с числом приверженцев 1,254 млрд человек (данные за 2013 год).
Православных примерно в восемь раз меньше – 172,4 миллиона (данные издания “Религии мира” за 2010 год). Более двух третей из них, около 120 миллионов, относятся к Русской православной церкви Московского патриархата, включая прихожан в Украине, Белоруссии, Молдавии и по всему миру.
Еще порядка 17 миллионов верующих принадлежат к направлениям, не признанным каноническим православием (древние восточные церкви, русские старообрядцы, последователи Украинской православной церкви Киевского патриархата).
Число приходов можно определить более точно: около 275 тысяч у католиков и чуть более 30 тысяч у канонических православных.
Преимущественно католических стран в мире – 47 (21 в Европе, 24 в Латинской Америке, плюс Филиппины и Восточный Тимор). В Германии, Швейцарии и Нидерландах католиков и протестантов примерно поровну. Православных стран насчитывается 14. Все они компактно расположились в Восточной и Южной Европе.
Вероучительные отличия
И Православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя “единой святой, соборной и апостольской Церковью”.
Современное отношение католицизма к православию выражено в декрете Второго Ватиканского собора 1962-1965 годов “О Восточных церквах”:
“Немалое число общин отделилось от полного общения с Католической Церковью, иногда не без вины людей и с той, и с другой стороны. Однако тех, кто рождается ныне в таких Общинах и исполняется веры во Христа, нельзя обвинять в грехе разделения, и Католическая Церковь приемлет их с братским уважением и любовью. Они по праву носят имя христиан, а чада Католической Церкви с полным основанием признают их братьями в Господе”.
РПЦ определила официальное отношение к католицизму в документе “Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию” от 2000 года:
“Диалог с Римско-Католической Церковью строился и должен строиться в будущем с учётом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений. В то же время, представляется необходимым принимать во внимание характер развития вероучительных основ РКЦ, нередко шедшего вразрез с Преданием и духовным опытом Древней Церкви”.
Источники называют 49 догматических и богослужебных отличий между православием и католицизмом.
В частности, католики, в отличие от православных, полагают, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына, верят в непорочное зачатие не только Христа, но и Девы Марии, и в существование чистилища.
Православные признают лишь тех католических святых, которые были канонизированы до Великой схизмы и считают боговдохновенными решения только первых семи церковных соборов, а католики – 22.
Смысл многих отличий трудно уловить человеку, не искушенному в теологии, другие носят внешний характер и бросаются в глаза и неверующим.
Духовенство по-разному одевается. Католические священники соблюдают обет безбрачия и бреют бороды, а православные нет.
Католики крестятся не тремя пальцами, а всей щепотью, и слева направо, во время службы сидят на скамейках, а православные стоят на ногах.
В католических храмах отсутствует иконостас, больше распространены статуи, а в православных двухмерные изображения. У католиков во время службы играет орган, а у православных поет хор.
В православии отсутствует образ конфирмации (“утверждения” крещения по достижении сознательного возраста).
Основы мировоззрения
Едва ли не главным и непреодолимым камнем преткновения является отношение к Римскому папе. Для католиков подчинение ему – необходимое условие спасения души, для православных такой подход категорически неприемлем. Православие вообще не имеет единого непогрешимого главы.
Еще одна ключевая разница, не артикулируемая церквями официально, но единодушно отмечаемая экспертами, – исторически сложившееся отношение к светской власти.
На руинах Римской империи церковь являлась единственным носителем исторической преемственности, политического опыта, да и простой грамотности. Духовенству приходилось заниматься всем: государственным строительством, экономикой, просвещением и вообще упорядочиванием хаоса.
В Византии продолжала существовать империя, более древняя, чем церковь, которая получила от государства официальный статус, защиту и поддержку. Россия 400 лет являлась единственной в мире православной державой.
В результате на Западе сложился более или менее равноправный союз креста и короны, на Востоке государь почитался наместником Бога, а церковь была при нем, выражаясь лапидарно, отделом воспитательной работы.
При этом нельзя сказать, что православные иерархи, как в прошлом, так и теперь, вовсе не понимали и не понимают невыгодности такого положения.
Одновременно взгляды католиков и православных по большинству социальных и нравственных проблем современности совпадают или близки.
“Святейший патриарх Кирилл высоко ценит взвешенную и действительно христианскую позицию папы Франциска по различным проблемам современного общества. И в этом смысле наши церкви являются стратегическими партнерами в деле свидетельства миру о христианских ценностях”, – говорил пресс-секретарь главы РПЦ Александр Волков.
Речь идет об увлечении материальной стороной жизни, отношении к секс-меньшинствам, абортам и вообще либеральным ценностям, в которых и православные, и католики видят бездуховность и вседозволенность.
“Католикам и православным надо вместе анализировать процессы в современном мире, вырабатывать оценки и реакцию. Многие наши позиции совпадают с позициями католиков”, – заявил Русской службе Би-би-си еще три года назад диакон Андрей Кураев.
По оценке известного православного богослова, серьезных помех для диалога нет.
“В частности, тема прозелитизма [переманивания верующих, прежде всего, на Украине] не обсуждается последние лет семь-восемь”, – отметил он.
К числу общих вызовов Кураев отнес секуляризацию общества, нарастание агностицизма и либеральных моделей поведения в вопросах семьи и пола.
“Бывая в Европе, я задумываюсь о том, что, случись пришествие Антихриста, никто там не окажет сопротивления”, – заявил Русской службе Би-би-си православный историк Владимир Лавров. В этом вопросе представители двух ветвей христианства находят общий язык друг с другом.
Папа Франциск осудил расправу над журналистами Charlie Hebdo,одновременно подчеркнув, что свобода слова, по его мнению, не безгранична.
Все религии выступают за наличие в обществе всеобщих истин, нерушимых традиций, бесспорных авторитетов, святынь, над которыми непозволительно шутить, что совпадает с повесткой дня российского руководства, активно ищущего в мире единомышленников.