Дан Шехтман, который в 2011 году получил нобеля за открытие квазикристаллов, прочитал в Киеве лекцию на тему Настоящее — пролог к будущему: новыетехнологии, которые изменяют государство и общество.
Открытие Шехтмана позволило получить новый класс твердых тел с уникальными физическими свойствами, что стало прорывом в материаловедении. За свое открытие ученый был вынужден бороться против научного сообщества, которое отстаивало традиционное видение в этой сфере.
Какой путь и советы предлагает Украине и молодым активным украинцам израильский ученый, узнало НВ.
Страна должна развивать технологическое предпринимательство
Мир охватили локальные войны. У них у всех, отмечает Шехтман, есть общая черта: люди, которые соревнуются между собой — бедные и злые. С помощью технологического предпринимательства, по мнению нобелиата, можно решить проблему безработицы, людей без будущего и создать гораздо лучший мир.
— Технологическое предпринимательство способствует миру, — говорит он.
Продавать картошку — это одно, а продавать смартфоны — другое, это увеличивает доходы на человека. А в условиях старения нации только это может помочь сохранять ВВП на определенном уровне.
Миру необходимо больше стартапов. А это означает, что ему необходимо еще больше инженеров, еще больше ученых для этих компаний, что автоматически создает потребность в молодежи, которая захочет ими стать.
Стартаперов надо «выращивать» в университетах
Будущий нобелиат учился в Технионе — высшем учебном и научно-исследовательском учреждении в Хайфе (Израиль). Там существует убеждение, что когда ты будешь хорошо учиться, то после выпуска все компании захотят взять тебя на работу. Но будущий ученый задавался вопросом: «А что если я захочу открыть собственный бизнес?». Как основать свою компанию, как защитить свою интеллектуальную собственность — на это профессора Техниона не могли дать ответ.
Но Шехтману хотелось таких лекций. Именно поэтому в 1986 году он начал курсТехнологическое предпринимательство. По его видению, лекции должны были читать настоящие профессионалы, которые вдохновляли бы студентов к работе над собственными проектами. Зал для первого занятия (самый большой в Технионе) был набит битком. Все хотели попасть на этот курс.
Он функционирует уже 29 лет, но его схема все это время остается неизменной. Лекторов для своего курса технологического предпринимательства он делил на три группы.
Первыми были управленцы из успешных технологических компаний стоимостью миллиарды долларов. Эти люди должны были начинать с нуля, чтобы студенты могли ассоциировать себя с ними.
— В Израиле я могу позвонить любому, и они придут, — говорит ученый.
Лекция обычно длится 1,5 часа. Несмотря на то, что время таких лекторов очень дорогое, они соглашаются и приезжают. Сначала Шехтман думал как-то компенсировать им расходы на дорогу, но увидев, что лекторы прилетают читать лекции собственными вертолетами, передумал.
После приезда первых трех уважаемых в Израиле лекторов все пошло лавиной вплоть до того, что помощники директоров различных компаний стали звонить Шехтману и спрашивать, когда их шеф может приехать, чтобы прочитать лекцию.
Второй группой лекторов были молодые люди, которые работали наемными специалистами, но решили наконец уволиться и создать собственные стартапы. Идея была в том, что студенты также будут ассоциировать их с собой.
Третьей группой были профессионалы в определенных областях, касающихся технологического бизнеса. Например, глава патентного бюро рассказывал студентам, как они могут защитить интеллектуальную собственность. Маркетологи учили их пониманию рынка, выбору времени, когда необходимо продавать свой продукт. Сам Шехтман в этом вопросе придерживается мнения, что не стоит ждать, пока продукт будет совершенным:
— Продавайте, а потом исправляйте — вам нужен денежный поток.
Спикеры рассказывают не только о своих успехах, но и о поражениях, ведь по статистике большинство стартапов «прогорает».
Ищите деньги или открывайте стартап без них
Относительно источников финансирования стартапов, то ученый тоже придерживается здесь разделения на три категории.
Первой являются бизнес-ангелы. Бизнес-ангелы ценные не только деньгами, но и советами из собственного опыта и своими связями, например, с игроками вашего рынка. Для эффективной коммуникации с ними предприниматели должны знать английский и привычки других стран.
Вторым источником финансирования могут быть стратегические партнеры. Это компании, чаще всего американские, которые инвестируют в продукт, который они смогут продать. Стратегические партнеры могут подсказать, как улучшить продукт, чтобы продать его еще лучше.
Третьим источником финансирования являются венчурные инвестиционные фонды. Но профессор советует быть с ними осторожными. Эти структуры управляют деньгами других инвесторов, которым обещают дивиденды за 5-7 лет. Но иногда этого времени недостаточно, чтобы компания развилась до определенного уровня. Впоследствии они хотят получить свои деньги обратно, поскольку таковы были договоренности. Тогда все может закончиться банальной продажей компании, когда она еще находится на этапе развития.
Кстати, в Израиле средства, которые вкладываются в стартапы, не облагаются налогом.
Возможно открыть компанию и без денег. Когда речь идет о стартапах, чтобы привлечь кого-то к работе на них, пообещайте часть акции компании, советует Шехтман:
— Стоимость такой компании сейчас составляет ноль. Так дайте сотрудникам такой процент, чтобы они были довольны.
Учите детей науке уже в 5 лет
В Израиле недостаточно людей, которые хотят стать инженерами. Но молодежь возможно вдохновить на этот путь. Профессор убедился, что чем раньше начинаешь учить детей, тем быстрее они полюбят науку, и тем вероятнее станут инженерами и учеными.
Насколько рано нужно начинать? Химик считает, что в 5 лет.
В Хайфе он вместе с местными властями начал программу, которая охватила 60 детских садов, где детям в развлекательной форме рассказывают о научных вещах.
Но Шехтману оказалось этого мало. Ему хотелось охватить всех детей в Израиле. Поэтому он обратился к телевидению.
Шехтман стал ведущим программы Стать ученым с профессором Дэном. Программа снималась в лаборатории, где химику помогало трое детей. Дети не знали, о чем именно будут говорить в той или иной передаче, и каждый раз научные эксперименты были для них открытиями. Ученый просто объяснял сложные научные факты, например, смену дня и ночи, сезонов, лет.
В процессе просмотра программы учились не только дети, но и их родители. Программа была очень популярна.
— Вы можете так же учить молодых людей, что наука классная, – сказал он в Киеве.
Не бойтесь ошибок и учите английский
Возвращаясь к стартапам, ученый называет три фактора успешности их создателей. Первым является отсутствие страха перед поражениями. В некоторых культурах ошибка приравнивается к чему-то, чего стоит стесняться. В «нормальных культурах» поражение — это нормально, просто надо начинать снова. Главное — не иметь страха.
Вторым фактором, по мнению, Шехтмана, является эмоциональный интеллект:
— Когда вы говорите с кем-то, то стоит слушать. Должны слушать, если хотите продавать.
Последним фактором ученый называет английский язык. Израильтянин утверждает, что нужно очень хорошо говорить на английском.
— Английский — не мой первый язык, и не ваш. Но это коммуникационный язык, как ранее им был французский. Примите это.
Ученый шутит: в некоторых странах говорят на английском, но таком, что его не понять. Поэтому он советует не позволять местным учителям учить детей – это должны делать носители. И желательно американцы.
Копируйте успешные страны и боритесь с коррупцией
На вопрос, почему украинцы не могут реализоваться в родной стране, ученый отвечает, что не согласен с такой формулировкой. Он отмечает: в Украине есть фантастические шансы для реализации. Однако многое зависит от системы. Некоторые люди из Израиля едут в США и успешно реализуются там. Критериями успешной среды в этом плане химик называет культуру, менталитет и инфраструктуру.
Развитие страны — это медленный процесс, говорит Шехтман. Он приводит пример Израиля, который был когда-то аграрной страной.
Для развития страны в направлении технологического предпринимательства нужно несколько условий. Во-первых, образование, как базовое для всех, так и хорошее высшее. Три израильских университета входят в топ-100 лучших в мире. Строительство Техниона началось в 1912 году, то есть за 35 лет до получения Израилем независимости. Когда страна стала независимой, то уже имела большое количество инженеров и ученых для своего развития.
Еще одним условием является хорошая правительственная политика. Министры должны понимать, что за технологическим предпринимательством будущее, смотреть на успешные в этом отношении страны и копировать их опыт.
Важными также являются свободная рыночная экономика и отсутствие коррупции. По мнению Шехтмана, стран без коррупции нет, но все же в Израиле она ниже того уровня, который сейчас есть в Украине.
Инвестируйте в учителей и дарите стереомикроскопы
Очень много зависит от учителя. Их Шехтман называет самыми важными людьми в мире. Он вспоминает, как был в Хайфе на одной конференции вместе с бывшим президентом Шимоном Пересом. Шехтман решил показать Пересу одну интересную особенность. Он подошел к студенту и спросил: «Какой твой любимый предмет?». Тот ответил: «Химия». «А что преподает твой любимый учитель?» — «Химию». Так же было и с другими студентами.
— Инвестируйте в учителей, — советует ученый.
Своим внукам Шехтман подарил стереомикроскоп:
— Хотите сделать хороший подарок своим детям или внукам — купите стереомикроскоп. Хотите сделать подарок своей школе или университету — купите стереомикроскоп.
Он вспоминает, что его заинтересованность наукой началась, когда дедушка в свое время подарил ему увеличительное стекло.
— Начинайте рано инвестировать в собственных детей. Покупайте им то, что действительно будет учить их, — призывает нобелевский лауреат.
В конце лекции, ученый пытался вдохновить украинскую аудиторию на воплощение своих проектов:
— Один человек может сделать изменения. Иногда изменения — это война. А иногда — большой успех.