Когда департамент внутренней безопасности СБУ Киевского «главка» начал расспрашивать сотрудников с зарплатой в 5-6 тысяч гривен, откуда у них дорогие автомобили стоимостью от 40 тысяч долларов, каждый из ответчиков предоставил абсолютно одинаковый ответ: это не мое, это – родственников.
Интересоваться этим департамент был вынужден из-за того, что в октябре 2015 года программа «Схемы», совместный проект Радио Свобода и «UA:Первого» канала, задокументировала 11 таких авто в Аскольдовом переулке возле Главного управления Службы безопасности Украины в Киеве и области. Все 11 машин оказались зарегистрированными на родственников сотрудников СБУ.
Михаил Глуговский, который возглавлял Главное управление СБУ в Киеве и области во время съемки сюжета «Секретный автопарк СБУ», убеждал, что большинство сотрудников пользуются общественным транспортом.
Уже тогда он подчеркивал, что автомобили, на которых ездят его подчиненные, могут быть зарегистрированы на родственников.
На вопрос, может ли сотрудник СБУ позволить себе машину стоимостью 40 тысяч долларов, он ответил: «Сотрудник не может. Но у него есть родственники, родители и разные там возможности».
Именно такую схему часто используют власть имущие, чтобы прятать коррупционные доходы.
За несколько недель после публикации расследования «Схем» Михаил Глуговский пошел на повышение – переехал на улицу Владимирскую и стал заместителем председателя СБУ.
В декабре новоназначенный руководитель Главного киевского управления Степан Грещук предоставил редакции «Схем» результаты служебной проверки и заявил: «Все автомобили, которые принадлежат сотрудникам СБУ, мы идентифицировали».
Так, по данным, предоставленным СБУ, Mazda СХ 5 стоимостью около 30 тысяч долларов используется сотрудником Тупицким и принадлежит родной сестре его жены. Отец которой – предприниматель, как объясняет Тупицкий.
Украшение автопарка СБУ – BMW X5 стоимостью от 70 до 100 тысяч долларов – используется сотрудником Керезвасом и принадлежит его отцу. В объяснении господин Керезвас замечает: деньги на дорогой автомобиль были сэкономлены его семьей и им самим за последние несколько лет. Но почему тогда Керезвас исподтишка паркуется за квартал от работы?
Авто BMW 318i пользуется сотрудник СБУ Кувачев, однако машина принадлежит его матери. Происхождение автомобиля сотрудник объясняет тем, что его отец более 15 лет работает за рубежом.
Volkswagen Tiguan стоимостью 30 тысяч долларов, по данным СБУ, используется сотрудником Яковцом, но принадлежит его жене и не внесен в декларацию о доходах за 2014 год, поскольку регистрация брака состоялась в 2015-ом.
Volkswagen Touareg стоимостью около 20 тысяч долларов используется сотрудником Ладуром и принадлежит его отцу – частному предпринимателю.
На Toyota Prado стоимостью 25 тысяч долларов ездит сотрудник Кириленко. Авто оформлено на его жену. А вот средства на транспортное средство, по словам Кириленко, были собраны от продажи двух авто, которые находились в кредите.
НаToyota Highlander на работу ездит сотрудник СБУ Иван Порада. Именно он принимал участие в задержании съемочной группы «Схем», которое произошло во время съемок передачи об автомобилях 2 октября. Автомобиль принадлежит жене Порады. В пояснениях сотрудник отмечает, что средства на авто были получены от семьи жены.
Сотрудник Масендз также ездит не на своей машине. Lexus NX стоимостью от 50 до 70 тысяч долларов, которая принадлежит матери работника СБУ. Сотрудник объясняет, что его родители имеют личное крестьянское хозяйство.
Еще один герой сюжета «Схем» – сотрудник Службы безопасности Педан, который упорно убегал от съемочной группы. Оказывается, Acura MDX, стоимостью от 20 до 40 тысяч долларов, зарегистрирована на родную сестру жены Педана, отец которой – предприниматель.
Infiniti также не принадлежит работнику Службы безопасности – сотрудник Елхин пользуется автомобилем матери.
Автомобилем жены пользуется сотрудник Ковалевский. От 40 до 50 тысяч долларов на такой Volkswagen Touareg, по словам сотрудника СБУ, жена получила от продажи недвижимого имущества.
Итак, все приведенные автомобили, на которых ездят работники СБУ, записанные на родственников.
А Служба безопасности во время внутренней проверки не увидела признаков коррупции и завершила расследование. Получается, сами работники СБУ – бедные чиновники, все как один пользуются благами своих богатых родственников. По крайней мере поверить в это предлагает руководство силовой структуры.
На наш вопрос о том, нашлись ли среди героев нашего сюжета, снятых возле управления СБУ, коррупционеры, новый руководитель Главного управления СБУ в Киеве и области Степан Грещук ответил: «Среди героев вашего сюжета, я хочу сообщить, что по результатам служебной проверки из числа сотрудников Главного управления СБУ мы не нашли».