После того как историей с сжиганием в Воркуте книг, изданных Фондом Сороса в серии “Обновление гуманитарного образования в России”, заинтересовались в федеральном правительстве, в Коми поспешили объяснить инициативу прямым указанием полномочного представителя президента РФ. Об этом газете“Коммерсант” заявила и. о. министра образования и молодежной политики республики Светлана Моисеева-Архипова.
По ее словам, при проверке библиотечных фондов тематику “соросовских” книг никто не выяснял, экспертиза печатных изданий не проводилась. “Это в любом случае ничего бы не изменило. Есть прямое поручение руководства республики, а у него – от руководства страны в лице института полномочного представителя президента. Я как чиновник, как руководитель профильного органа власти не имею права оспаривать и не выполнять спускаемые мне поручения”, – пояснила руководитель регионального ведомства.
В ответ на вопрос о личной позиции Моисеева-Архипова напомнила, что “с литературой в целом в нашей стране в разные периоды не раз происходили цензурные процедуры”, при этом такие авторы, как Бунин или Солженицын, впоследствии не просто возвращались, но и входили в учебные программы.
В комментарии изданию Slon Моисеева-Архипова заявила, что не подписывала документ о сожжении книг, изданных при поддержке Фонда Сороса. “Этот документ с таким текстом я не подписывала. Я не могла такое подписать”, – рассказала Моисеева-Архипова.
Отметим, в пресс-службе Минобразования Коми оказались, по всей видимости, не в курсе официальной версии. Так, агентству FlashNordзаявили, что “книги никто не сжигал”. А “Интерфаксу” представители пресс-службы даже пообещали, если потребуется, показать свежие фотографии уцелевших изданий.
Ранее редакция интернет-издания 7×7 запросила у регионального Министерства образования информацию о литературе, изданной при поддержке Фонда Сороса, которая, по информации СМИ, была изъята из библиотек республики Коми. В ответе регионального Министерства образования за подписью Моисеевой-Архиповой и с исходящим номером документа значилось, что руководство ВГЭК сожгло 53 экземпляра двух книг, изданных при поддержке фонда Джорджа Сороса.
Русская служба BBC со ссылкой на библиотекаря Воркутинского горно-экономического колледжа Елену Васильеву также сообщает, что “идеологически чуждые” книги не были сожжены – их просто убрали с полок и упаковали в коробки “до дальнейших инструкций”. Ранее именно Васильева рассказала журналистам, что учебники сожгли, как это обычно делают с ветхим фондом.
В этой связи любопытным становится комментарий бывшего руководителя республиканского Агентства по делам молодежи Виктора Тельнова, который заявил, что Фонд Сороса “адекватной частью нашего общества в стране воспринимается как аппарат по уничтожению национального самосознания”.
“Под прикрытием культурных, образовательных и прочих программ поддержки регионов России на самом деле этим иностранцем всегда велась работа по разрушению патриотического воспитания нашего народа. Руководство страны в прошлом году приняло очень своевременное решение по признанию этого зарубежного фонда нежелательным для партнерства с Россией. Последовавшее за этим поручение по изъятию книг Сороса также считаю мудрым и полезным”, – приводит “Коммерсант” цитату Тельнова в статье под заголовком “Сожжение книг объявили профилактикой духовных терактов”.
В то же время обозреватель “Новой газеты” Андрей Тарасов, комментируя ситуацию, отмечает, что “мракобесие – вне времени и границ”, а современные книжные костры – явления из того же ряда, что сокрушение памятников всемирной истории на Ближнем Востоке или разрушение статуй Будды в Афганистане.
Он напомнил, как в 1998 году в Екатеринбурге во дворе духовного училища по указанию епископа Екатеринбургского и Верхнетурского Никона публично сжигали “неправильные” книги Александра Меня, Александра Шмемана, Иоанна Майендорфа, Николая Афанасьева. Тогда Екатерина Гениева, возглавлявшая Фонд Сороса и институт “Открытое общество”, отправила в 52 библиотеки Екатеринбурга и Свердловской области комплекты книг, подвергшихся аутодафе.
“Не стало Гениевой – и книги, изданные при поддержке института “Открытое общество” и Фонда Сороса, взялись изымать, списывать, утилизировать, сжигать. Не думаю, что она нарочная, но уж очень показательной выглядит символика, когда книги, упоминающие судьбу Мандельштама и цитирующие Мамардашвили, учебники логики, философии, социологии сжигают в крае, где возникли первые в СССР и крупнейшие лагеря. В крае СЕВЛОНа, Ухтпечлага, Воркутлага, Ухтижемлага, Заполярного, Речлага, Печорлага. В крае, где сгинули столичные профессора, философы, теоретики искусства, писатели и поэты”, – пишет Тарасов.
Джордж Сорос – американский финансист, основатель и глава благотворительных фондов, неоднократно обвинявшихся в помощи по организации смены власти в ряде государств. Деньги Сороса помогли провести первую “оранжевую революцию” на Украине в 2004 году и Евромайдан в 2013-м. Сам финансист этого не отрицает, в мае 2014 года он заявил, что его фонд “до сих пор играет важную роль в происходящих событиях”.
Фонд Сороса появился в России в 1995 году и до 2003-го активно финансировал образовательные и правозащитные проекты на территории страны. В общей сложности фонд потратил более 1 млрд долларов, напоминает “Коммерсант”. Гранты от фонда получили 64 585 учителей, профессоров и студентов.
В 1995 году в СМИ появились первые статьи о том, что деятельность фонда наносит ущерб России, поддерживая “утечку мозгов”. Тогда комитет Госдумы по образованию провел проверку его деятельности. По ее итогам российский парламент официально вынес благодарность Соросу “за вклад в сохранение и развитие отечественной науки, образования и культуры”.
Фонд имеет представительство в Москве, а также подразделения в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Новосибирске. Отец Джорджа Сороса сидел в верхоянских лагерях, после освобождения, до возвращения в Венгрию, два года странствовал по Сибири, сообщает newsru.com