Искусствовед Артур Бранд рассказал американскому изданию The Daily Beast о возможной причастности лидера украинской националистической партии “Свобода” Олега Тягнибока и экс-руководителя СБУ Валентина Наливайченко к попыткам продать коллекцию голландского искусства, украденную в 2005 году из Музея Западной Фрисландии в Нидерландах.
В этом году краденые голландцы всплыли на востоке Украины. Тогда нидерландские СМИ со ссылкой на следователей, 10 лет ведущих розыск шедевров, сообщали, что картины художников XVII века попали в руки “ультранационалистических повстанцев” и те просят за них пять миллионов евро. На момент похищения картины, среди которых работы Яна ван Гойена, Хендрика Богерта и Флориса ван Шутена, оценивались в 10 миллионов евро.
Собрание состоит “из двух дюжин картин XVII и XVIII веков с изображением традиционных голландских пейзажей, портретов и библейских сюжетов”, а также “большой коллекции серебра”. Все это было похищено 9 января 2005 года из музея города Хорн (Нидерланды). В июле 2015 года на адрес музея пришло письмо “с фотографией одной из картин с приложенной к ней газетой (это было очень похоже на снимок взятого в заложники человека). Люди, у которых находились предметы искусства, писали, что хотят вернуть их в Голландию и лишь просят “небольшую компенсацию расходов, переводит рассказ Бранда InoPressa.
После этого в посольство Нидерландов в Киеве обратился некто Борис Гуменюк, в прошлом заместитель командира добровольческого батальона “Организация украинских националистов” (ОУН, запрещена в РФ), ныне – член “Свободы”. Он сообщил, что бойцы националистических формирований обнаружили коллекцию на вилле одного из сторонников экс-президента Украины Виктора Януковича.
Спустя месяц искусствовед по просьбе администрации музея отправился в Киев. Гуменюк произвел на него впечатление “приятного жулика”. Люди, пытавшиеся продать коллекцию, оценили ее в 50 миллионов евро и собирались получить 10% от этой суммы. Однако музей заявил, что при похищении картины были повреждены и теперь их стоимость не превышает 500 тысяч евро.
Гуменюк дал понять, что он всего лишь посредник, и заявил, что ему будет трудно убедить людей, которые поручили ему сделку. А Брант подключил свои связи и выяснил, что “следы ведут непосредственно” к Тягнибоку и Наливайченко. По его словам, он получил от украинских властей подтверждение, что Тягнибок связан с делом. Что касается Наливайченко, то речь идет только о косвенных доказательствах.
Украинский политик, связанный с добровольческими батальонами, сообщил Бранду, что они (люди, которые пытаются сбыть картины) считают музей не законным владельцем, а лишь одной из сторон, заинтересованных в покупке. Это был тот же человек, который рассказал Бранду, что за сделкой стоит Тягнибок. Через своих информаторов Бранд выяснил, что люди, к которым попала коллекция, “пытаются продать ее покупателям на Украине, немецким преступникам и в Таджикистан”, говорится в статье.
Издание напоминает, что преступники, желающие получить выкуп за краденые произведения искусства, неизменно говорят, что случайно нашли их. Что же касается голландской коллекции, данных о том, кто изначально украл картины, по-прежнему нет, сообщает newsru.com