ГП «Зоря»-«Машпроект» – знаковое для Николаев предприятие, коллектив которого насчитывает 12091 сотрудников. Средняя заработная плата в сентябре 2015 года тут составила 5912 гривен, а с 1-го октября на заводе в очередной раз повышены оклады и тарифные ставки – на 10%. В этом году на предприятии не только выплачиваются ежемесячные премии по итогам работы за прошедший месяц, но и премии по итогам работы за квартал.
В социальную сферу завода входят 5 детских садов, 2 детских летних лагеря, 3 базы отдыха, спорткомплекс, Комбинат общественного питания, Лечебно-оздоровительный комплекс – поликлиника и профилакторий «Чайка». Все это – для сотрудников завода. Особое внимание на предприятии уделяется ветеранам – в постоянно действующий Совет ветеранов входит 5250 человек. Ежемесячно завод помогает ветеранам предприятия материально.
Сегодня генеральный директор ГП «НПКГ «Зоря-Машпроект» Константин Картошкин – кандидат в депутаты Николаевского городского совета от партии «БПП «Солидарность». О перспективах развития завода и о том, почему он идет в депутаты горсовета, Константин Картошкин рассказал нашей газете.
– Константин Эдуардович, вы возглавили завод в конце июля 2014 года. Какие задачи ставились перед вами при назначении?
– Задача тогда была одна – удержать предприятие при потере 40% рынка сбыта. Речь идет о российском рынке. Нам это удалось, тем более, что у нас были хорошие позиции в других регионах, в том числе в азиатском, и мы их расширили. Что касается российского рынка, то я думаю, здесь речь идет, скорее, об отложенном спросе. Потому что потребность в продукции ГП «Зоря»-«Машпроект» в РФ по-прежнему есть.
– Но Россия заявила, что она справилась и с этим пунктом «импортозамещения», что начал работу Рыбинский газотурбинный завод, который полностью компенсирует потери от разрыва экономических связей с Украиной – в плане производства турбин, поставляемых ранее ГП «Зоря»-«Машпроект».
– Это понятная и предсказуемая реакция РФ, которая имеет место быть в публичной плоскости. К сожалению, очень часто публичная плоскость не базируется на реальном секторе. Могу только сказать, что, например, в Китае, который имеет больше возможностей и тратит на это больше ресурсов, процесс воспроизведения двигателей по нашей технологии занял больше пяти лет. Поэтому я не хочу комментировать заявления, которые звучат там. В этом принципиальное отличие менеджеров-производственников от политиков – политики озвучивают ожидания и чаяния, а прагматики озвучивают конкретные задачи. И эффективность прагматиков определяется количеством задач, которые они решили.
– Когда вы пришли на «Зорю»-«Машпроект», на заводе были панические настроения в связи с потерей основного рынка сбыта. Как вам удалось успокоить коллектив?
– Такие настроения были не только на заводе, но и в городе, учитывая, что на «Зоре»-«Машпроекте» работает около 12 тысяч человек, у всех есть семьи, близкие, знакомые. Для меня концепция выживания для высокотехнологического предприятия является неприемлемой. Поэтому мы постарались пройти этот вынужденный путь в максимально сжатые сроки, чтобы все-таки вернуться к концепции развития. Сегодня мы продолжаем и завершаем наши инвестиционные проекты, недавно получили серьезное итальянское оборудования для оптимизации производства и т.д. Если говорить о программах развития, то они, конечно, есть. Краткосрочная – на три года, долгосрочная – на пять лет. Заранее оговорюсь, что в наше время есть сложности четкого планирования, связанные с факторами, которые от нас не зависят, и на которые мы не можем повлиять. Но это не значит, что нужно пассивно ждать изменений обстоятельств и вводных, нужно это учитывать и вовремя корректировать планы в связи с изменяющимися обстоятельствами.
– Тогда о краткосрочных планах. Чего вы хотите добиться за три года?
– Резкого увеличения присутствия «Зори-Машпроекта» в генерационных проектах. Начнем с украинских, а там посмотрим, потому что технологии, о которых я говорю, могут быть использованы и приспособлены для разных масштабов. У разных стран разные задачи. У нас – дефицит газа по общему балансу, есть страны, у которых – профицит. Поэтому масштабы использования наших технологий и мощность турбин, которые в этих проектах будут задействованы, разные. Но принципы – организационные и технические, – одинаковые. Они давно нашли решения в разных проектах, их надо систематизировать и взять на вооружение.
До сегодняшнего дня «Зоря»-«Машпроект» была задействована, в основном, в проектах, связанных с военной техникой и газоперекачкой. А генерация почему-то оставалась на заднем плане.
Я не люблю искать ответ на вопрос «Кто виноват», предпочитаю решать, что делать. Поэтому сегодня задача – перераспределить приоритеты. И, естественно, продолжать развивать то, чем всегда славился завод «Зоря»- «Машпроект», в чем он всегда был силен – это силовые газотурбинные установки для боевых кораблей. Здесь мы должны сохранить свое присутствие на этом специфическом рынке.
Другое дело, что нужно не только соответствовать, но и предвидеть, просчитывать наперед вектор развития этого направления возможных заказов. В этом секторе экономики, в военно-техническом направлении, очень важны своевременные научные разработки, которые должны идти параллельно с обновлением производства. Потому что работа с новыми материалами требует нового оборудования. Не хочу вдаваться в подробности, поскольку это касается военной сферы, но общее понимание развития процессов в этом направлении у нас есть.
– ГП «Зоря»-«Машпроект» – знаковое предприятие в Николаеве. Многие николаевцы по вашему заводу делают выводы о том, что происходит с экономикой страны. Нам важно, что предприятие работает стабильно, в две, а иногда и в три смены, когда сдаются заказы. Мы рады, что с 1-го октября на заводе в очередной раз повысили оклады и тарифные ставки – на 10% и стали выплачивать не только ежемесячные премии по итогам работы за прошедший месяц, но и премии по итогам работы за квартал. А проблемы на «Зоре»-«Машпроекте» есть?
– Да, есть. В первую очередь, это кадровый вопрос. Мы думаем об обновлении коллектива, потому что время – есть время. Через 3-5 лет средний возраст работников нашего предприятия вырастет соответственно, поэтому мы думаем о преемственности поколений. Нам нужны молодые специалисты, которые могут и хотят работать так, как работают сегодня наши заводчане. С этим есть проблемы.
«Зоря»-«Машпроект» – это техническая интеллигенция Николаева. Мы очень хотим, чтобы новая смена, те молодые люди, которые захотят и смогут работать на нашем предприятии, соответствовали не только нашим высоким требованиям, но и тому духу, который давно сложился на нашем заводе. Потому что «заревцы» – это особый коллектив, особая община. У нас очень сильны корпоративная солидарность и гордость за то, что все мы – семья «Зори»-«Машпроекта». Но когда я беседую с молодыми людьми, которым 25-27 лет, и у них глаза не горят, я понимаю, что это не наше будущее.
– Как удается предприятию «тянуть» такую объемную социальную сферу? В Николаеве все знают, что ГП «Зоря»-«Машпроект» заботится и о своих сотрудниках, и о своих ветеранах. Предприятие не «сбросило» поликлинику, профилакторий, спорткомплекс, детские сады, базы отдыха, в том числе в Коблево. Почему? Это ведь накладно.
– Давайте честно. Что такое «Зоря»-«Машпроект»? Это коллектив людей, которые могут ссориться, не соглашаться друг с другом по каким-то вопросам, но это коллектив. Они могли бы уехать в Рыбинск, в Китай, но они не уехали. Что их держит здесь? Там ведь предлагают совсем другие зарплаты. Но если они уедут, они перестанут быть частью этой общности, которой сегодня является коллектив «Зоря»-«Машпроекта». И если я, как руководитель предприятия, могу сохранить этот общий дух, который всех объединяет, я, конечно, это сделаю. И социальная сфера завода – часть сложившихся традиций.
К тому же это не только удобство для наших сотрудников, это и рабочие места – медицинских работников, воспитателей в детских садах, работников на базах отдыха и так далее. Мы не хотим лишать их работы.
С другой стороны, мы посчитали, что если нашей соцсферы не будет, но мы будем доплачивать своим работникам компенсацию – деньгами, исходя из себестоимости, то они на эти деньги полноценно отдохнуть не смогут. Они потратят эти деньги на что-то другое.
Поэтому я считаю, что наша социальная сфера – это один из тех «камней», который лежит в основе нашего коллектива. Кроме того, здесь есть очень важный психологический момент. Сотрудники «Зори»-«Машпроекта» хотят чувствовать, что завод – это не только место, где они работают, это часть их жизни. Мы только приветствуем такую мотивацию. В том числе и поэтому на нашем предприятии присутствует уникальный коллективный дух, который и превращает работников в коллектив.
Наши сотрудники гордятся заводом, причастностью к тому, что мы делаем. И я этим очень дорожу.
– Не могу не спросить: зачем вам, успешному менеджеру, генеральному директору ГП «НПКН «Зоря»-«Машпроект» депутатство в Николаевском горсовете?
– Это предложение – стать кандидатом в депутаты Николаевского городского совета – было поддержано нашим коллективом, поэтому я воспринимаю его как поручение. Как поручение что-то исправить в системе местной власти, чтобы она была эффективной, и чтобы горожане видели и чувствовали эту эффективность. Кроме того, мы сегодня предлагаем городу проект «Муниципальная энергетика», который в перспективе сможет защитить николаевцев от веерных отключений электричества, обеспечить круглогодичное пользование горячей водой и при этом снизить тарифы на теплоснабжение. Это дополнительные возможности и для предприятия, и для города. Если будет желание и готовность местной власти, этот проект обречен на успех.
Мы должны определить для себя общую цель и не сворачивать с выбранного пути.
– Спасибо за интервью и удачи на выборах.
Оксана Тихончук.