Перекрытые дороги, остановленные фуры, палаточные городки. Что происходит на границе Украины и Крыма, которую в дни
заседания Совбеза ООН заблокировали крымские татары и активисты Правого сектора? Репортаж Открытой России
Похоже, Крым действительно превратился в остров. Никакой связи с регионом со стороны Украины больше нет. Дороги перекрыты. В среднем по восемьсот грузовиков с продуктами только за один день задерживают на границе Крыма украинские активисты. Через пропускные пункты в Каланчаке, Чаплинке и Чонгаре вот уже почти неделю не пропускают коммерческий транспорт. Крымские татары объявили торговую блокаду бессрочной, но готовы на переговоры, если Россия выпустит политических заключенных в Крыму и разрешит крымско-татарские СМИ. Глава Крыма Сергей Аксенов говорит, что полуостров в состоянии обеспечивать себя сам и на переговоры не соглашается. Чем закончится блокада Крыма?
«Украинский бизнес зарабатывает на крови соотечественников», — сетует в разговоре с Открытой Россией председатель Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров. Товарооборот украинского бизнеса в России оценивается в сумму до одного миллиарда долларов. Большую часть налогов от своего бизнеса украинские бизнесмены отдают администрации оккупированной, по украинским же законам, территории. В свой бюджет — ничего; указом президента Порошенко в Крыму объявлена свободная экономическая зона.
На некоторых рынках Крыма украинскому бизнесу даже выгоднее работать, чем в Украине. Торговая наценка выше, платежеспособного спроса больше. В продуктовом ритейле украинцы даже в более выгодных условиях, чем международные сети. По данным «Медузы», крымские власти негласно распорядились не собирать с украинских продуктов таможенные платежи. Эта мера позволила местным торговым сетям сдержать рост цен — до сих пор цены в продуктовых магазинах в Крыму ниже, чем в соседнем Краснодарском крае. Из-за этого с местными ритейлерами не могут конкурировать присутствующие в регионе крупные международные сети. Они вынуждены везти товары из России.
Везти российские товары дорого и долго. До строительства моста в Крым, открытие которого запланировано на конец 2018 года, доставлять продукты в обход украинской территории можно только морским транспортом. Прямо сейчас, всего за неделю блокады, на полуострове отмечаются перебои с сахаром и растительным маслом. Власти Севастополя ввели ежедневный мониторинг цен на продукты. При этом с тем, что дефицита удастся избежать, согласны даже украинские политики. Член партии «Батькивщина» Андрей Сенченко предположил, что в случае продолжения блокады отдельный пункт расходов на крымские продукты попадет в российский федеральный бюджет.
При этом крымские татары обещают, что блокада в будущем может ужесточиться. Уже в октябре Чубаров грозится отрезать полуостров от украинских энергосетей. Если это случится, полуостров окажется полностью обесточен — почти вся используемая там электроэнергия поставляется Украиной. Для предотвращения этой ситуации российские власти ещё год назад перебросили в Крым передвижные электростанции, но очевидно, что их ресурса хватит только на обеспечение ключевых объектов. Да, это Россия, взяв под ответственность полуостров, не смогла снабдить его достаточным количеством продовольствия. И ожидать, что Украина будет продолжать кормить Крым, мягко говоря, странно — на то, чтобы обеспечить полуостров едой у Москвы был целый год. Остается открытым вопрос — можно ли оставлять без дешевых продуктов и электричества людей, которых считаешь своими согражданами и жителями своей территории.