На админгранице оккупированного Россией Крыма скопилась очередь из фур, но ситуация сравнительно спокойная. Что происходило на пропускном пункте Чаплинка во второй день блокады, 21 сентября, – в репортаже корреспондента “Апострофа”.
Второй день товарной блокады оккупированного Крыма обошёлся без потасовок между теми, кто вел фуры на полуостров, и теми, кто их туда не пускает. Водители по-прежнему надеются, что вопрос удастся решить владельцам грузов “там наверху”, поэтому упорно стоят в многокилометровых очередях. Не на камеру даже перевозчики мороженого, картофеля и другого скоропортящегося товара дают отмашку – ну и правильно, что заблокировали, давно пора, говорят они. Многие готовы потерять прибыльную работу, ведь никакие деньги, по их словам, не сравнятся с жизнями людей, которые рискуют собой на Донбассе ради такого же, как тут, в Херсонской области, единения страны.
Налетай, подорожало
Петр, водитель фуры из Львова, раздаёт своим товарищам по несчастью мороженое. Грузовик под завязку забит коробками с этим боящимся тепла продуктом. За бортом фуры – жара. Мужчина ходит с голым торсом, но доверенный ему товар бережёт в холоде; говорит, что сжег ради поддержания низкой температуры холодильной камеры десятки литров солярки – его фура застряла на пропускном пункте Чаплинка на админгранице с Крымом еще 18 сентября. Петр угощает других водителей мороженым, все шутят, что с голоду в этой очереди они не умрут – многие грузовики везли на полуостров продукты.
Но все же им не до смеха: в очереди на Чаплинке собралось 105 фур (по состоянию на вечер понедельника, 21 сентября). “Машины стоят затаможенные, – ругается один из водителей. – А они перекрыли почему-то дорогу и не хотят никого пускать. И никто ничего не знает! Какое они имеют право нас не пускать?” Выясняется, что эта часть очереди стоит уже трое суток. “Приехали какие-то непонятные люди и перекрыли дорогу! Они, получается, руководят границей, ещё и угрожают машины сжечь”, – возмущаются они и жалуются на якобы угрозы представителей “Правого сектора”, которые “уже припрятали для этих целей коктейли Молотова у столбов вдоль дороги”.
Впрочем, среди водителей тут же находится один, который вступается за “Правый сектор” и просит не выдумывать, что их подразделение тут ходит с оружием. Такого на самом деле не было, уверяет защитник ПС. К нему присоединяется ещё один – с оружием тут стоят только пограничники, подчёркивает он.
Все аннулировать
Оказывается, большинство водителей фур везут свой товар на таможню в Севастополь и Симферополь. Их больше всего возмущает тот факт, что свои грузы они затаможили до 20 числа, на которое было анонсировано начало блокады. “Теперь надо вернуться назад и аннулировать эту операцию, но, как вы понимаете, это все деньги, ведь мне придётся и штраф заплатить”, – говорит один из водителей.
На вопрос “Апострофа”, сколько ещё они готовы стоять в очереди, водители фур с продуктами отвечают – два-три дня. “Те, у кого мясо было, уже поехали”, – говорят они.
Дмитрий Карп, координатор организации “Автомайдан Киев”, которая принимает участие в блокаде, говорит “Апострофу”, что участники его группы находятся на пропускном пункте в Чаплинке, чтобы поддержать инициативу крымских татар. “Мы перекрываем товарооборот с оккупированной территорией Крыма, – рассказывает он. – Мы тут надолго. Разворачиваем штаб и палатки, будем вахтенным методом присылать сюда людей. Наши автомайдановцы будут ездить вместе с крымскими татарами”. Активист отмечает, что, начиная с 17 сентября, многие грузы, застрявшие на границе, были оформлены на украинской таможне, но Россия специально пропускала очень маленькое количество машин, не более пяти в день, поэтому к началу блокады у пропускного пункта скопилось такое количество фур.
Эту информацию подтверждают и пограничники. По словам первого заместителя начальника Херсонского пограничного отряда, начальника штаба подполковника Виктора Якубовского, обычная пропускная способность этого КПП – от 50 до 100 машин в сутки или 8-10 в час. Однако в последние дни количество пропущенных российской стороной фур не превышало одной машины в час. “С той стороны (крымской) машины едут, но пустые”, – заявил подполковник Якубовский.
Ограничение на въезд было, наверняка, создано специально, уверен Дмитрий Карп: “Чтобы на нашей территории скопилось большое количество фур под таможенным контролем, в надежде на то, что водители будут возмущаться”. Мужчина не отрицает локальных конфликтов, но большинство водителей, с которыми общался сам автомайдановец, по его словам, понимают и поддерживают блокаду. Он называет водителей заложниками ситуации: “Надо на государственном уровне решить снять с них таможенный контроль и отправить эти автомобили обратно поставщикам, которые возили грузы на территорию оккупированного Крыма. Насиров (глава Госфискальной службы, – “Апостроф”) пока не очень движется в этом направлении, но я думаю, что ещё пару дней, и они поймут, что это тупиковый путь”.
Официально перекрытая граница с оккупированной территорией – одно из главных требований активистов. Они также требуют от РФ освободить всех политических заключённых. А если в Крыму люди будут нуждаться в продуктах, участники акции готовы заводить их туда, но только в виде гуманитарной помощи: “Мы, конечно, не должны допускать того, чтобы люди там голодали, но в рамках гуманитарного конвоя”.