Мониторинговая группа в составе работников Департамента по вопросам реализации национального превентивного механизма Секретариата Уполномоченного ВРУ по правам человека и регионального координатора по взаимодействию с общественностью Уполномоченного в Николаевской области совместно с представителями общественности осуществила визиты в Ольшанскую (№53) и Казанковскую (№93) исправительные колонии. Об этом сообщается на официальном сайте Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека.
Мониторы лично общались с осужденными на предмет соблюдения правовых норм персоналом заведения, а также беспрепятственно осмотрели камеры и жилые помещения, ознакомились с порядком и условиями содержания осужденных. Во время мониторинга были обнаружены системные нарушения порядка содержания, обусловливающие жестокое, или такое, что унижает достоинство человека обращения с осужденными.
Во время конфиденциальных бесед с осужденными Ольшанской исправительной колонии (№53) поступали жалобы на неправомерные действия администрации учреждения, а также низкое качество питания, что приводит к массовому отказу от пищи (осужденные питаются за счет родственников). Осужденные, которые трудоустроены на предприятии, не имеют информации о размере начисленной заработной платы.
После осмотра жилых помещений колонии были выявлены факты несоблюдения норм жилой площади на одного осужденного. Так, например, в участке карантина, диагностики и распределения в жилом помещении 5,4х6,5 м находились 20 осужденных. Осужденные, не имеющие своего постельного белья, спали на матрасах и подушках без наволочек.
Во время мониторингового визита в помещение оперативной части Ольшанской исправительной колонии (№53) был обнаружен осужденный П. с имеющимися телесными повреждениями – переломами костей верхней конечности, многочисленными ссадинами и синяками. По словам осужденного, травму он получил 05.09.2015, в тот же день обратился в медицинскую часть, где ему были выданы только обезболивающие таблетки. Рентгенологическая диагностика и последующее наложение гипсовой повязки в медицинской части учреждения состоялись только 07.09.2015, при этом гипсовую повязку накладывал фельдшер. Этот факт дефекта оказания медицинской помощи осужденному с тяжелой травмой может быть расценен не иначе как ненадлежащее обращение и пытки. О данном событии Уполномоченный по правам человека проинформировала прокурора Николаевской области с требованием провести надлежащее расследование по факту получения осужденным телесных повреждений средней тяжести и несвоевременным оказанием медицинской помощи.
Во время визита мониторы также отметили, что, несмотря на проведение выборочных текущих ремонтов, осуществляемых преимущественно за счет осужденных, в Ольшанской исправительной колонии (№53) и Казанковской исправительной колонии (№93) в жилых помещениях общежитий и камерах не созданы достойные санитарно-гигиенические и коммунально-бытовые условия, они нуждаются в модернизации и реконструкции. Кроме того, не осуществляется надлежащая уборка, грязно, ограниченный доступ к свежему воздуху и естественному освещению. Оборудование санузлов не обеспечивает удобства их использованием и унижает достоинство человека.
Во время общения осужденные жаловались на отсутствие разъяснительной работы с ними, в том числе по правовым вопросам, медленное решение проблем, связанных с получением паспорта гражданина Украины, отсутствие информации о порядке обращения к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека, в Государственную пенитенциарную службу Украины, органы прокуратуры и т.п. Обоснованы и жалобы на отсутствие минимального ассортимента в магазине учреждения, особенно санитарно-гигиенических средств и канцелярских товаров, при этом в Казанковской исправительной колонии (№93) осужденные могут приобрести продукты питания и предметы первой необходимости не более чем на 60 грн в месяц. В Ольшанской исправительной колонии (№53) вообще отсутствует возможность приобретения продуктов в магазине.
По факту выявленных нарушений Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека открыто производство, готовятся соответствующие акты реагирования.