Командующий Высокомобильные десантными войсками ВСУ, герой Украины, генерал-лейтенант Михаил Забродский рассказал Радио Свобода об участии десантников в обороне Донецкого аэропорта и об изменениях, которые происходят в армии в целом.
– Начиная с октября 2014-му до середины февраля 2015 года подразделения ВДВ, вместе с подразделениями 93-й механизированной бригады и других силовых структур, выполняли задачи по содержанию инфраструктуры аэропорта, в частности старого и нового терминалов и метеовишкы. Это была плановая ротация частей, принимавших участие в АТО.
Возможно, просто совпало по времени, но с появлением в терминале десантников, количество и интенсивность атак и обстрелов сепаратистов увеличилось. Впрочем, мы были хорошо экипированы и не испытывали недостатка технических средств. Были у нас и тепловизоры и приборы ночного видения.
Защита Донецкого аэропорта – это был первый опыт десантных войск по обороне такого большого инфраструктурного узла в новейшей украинской истории.
Это был серьезный опыт по планированию огневого поражения противника, а также управления огнем. Поскольку оборона Донецкого аэропорта на 90% держалась на артиллерии, то есть так же, как подсказывает классика военной науки.
Во время обороны аэропорта мы неоднократно сталкивались с кадровыми российскими военными. Брали их в плен и передавали в службу безопасности – по боевому уставу.
Особенно хорошо при обороне Донецкого аэропорта себя проявили 90-й отдельный и 122-й отдельные батальоны 81-й аэромобильной бригады, а также 2-й отдельный батальон 95-й аэромобильной бригады. И это не полный перечень. Отдельные подразделения 90-го батальона и сейчас выполняют боевые задачи неподалеку Донецкого аэропорта.
По своему духовному и политическому значению оборона аэропорта – это пример мужества, стойкости и героизма. Это – украинский «Сталинград».
Защита аэропорта держался на тесном взаимодействии. Никаких конфликтов ни с представителями других подразделений, ни с добровольцами не возникало. Бойцы «Правого сектора» на передовой отличаются боеспособностью, дисциплинированностью, высоким уровнем подготовки.
Оценка относительно того, что аэропорт оставили, потому что он потерял свое военное значение, имеет право на жизнь.
Об изменениях в армии
– Изменения в ВДВ идут согласно изменениям, которые происходят в Вооруженных силах в целом. Возможно, некоторые вопросы у нас решаются оперативно, учитывая те задачи, которые нужно выполнять.Но это все, в принципе, происходит в русле того общего процесса, который идет во всех Вооруженных силах.
Первая и самая чувствительная перемена произошла в сознании людей. Наконец все поняли, что армия нужна, что это не абстрактный атрибут государственности, а инструмент, помогающий реализовывать политику государства, прежде всего, в вопросах обороны.
Сейчас противник – реальный, реальное применение Вооруженных сил, и реальны боевые задачи, решаемые на востоке.
Во-вторых, происходит модернизация и оснащение армии. На вооружение становятся образцы новой техники, ремонтируется имеющееся оборудование. Речь идет о новых средствах связи, средствах разведки и управления огнем. Изменения в этом вопросе колоссальные. Получаем новую автомобильную и бронетехнику, а также стрелковое оружие.
По кадровому составу. В ВДВ на начало боевых действий на востоке соотношение кадровых военных в мобилизованных было 65% к 35%. Десантные силы традиционно имеют большой процент кадровиков. Наш скелет был, есть и будет.
Однако, к сожалению, пока из мобилизованных служить дальше остаются единицы. Большинство, даже получив неоценимый боевой опыт, возвращается домой. На их место приходят новые неопытные и мы снова попадаем в этот порочный круг срочной службы: «призвали, научили, освободили».
Очень важно, чтобы в каждой части было «здоровое ядро» из контрактников. Тогда все вопросы решаются лучше и обучать новичков гораздо легче. Нам нужно больше опытных контрактников.