Гостиницы, хостелы, санатории, пансионаты на юге и западе страны переполнены. Поток внутренних туристов летом 2015-го превзошел самые смелые ожидания отельеров. По данным директора Центра туристической информации Владимира Царука, в этом году количество туристов на 20-25% больше, чем в 2014-м. “На некоторых курортах отдыхающих будет еще больше”, – говорит Царук. Например, курорты Херсонской области (Железный Порт, Скадовск, Арабатская стрелка, Лазурное) посетит около 2,2 млн туристов, Одессу – около 900 000, Львов – около 2 млн, Закарпатье – около 3,2 млн.
ЛІГАБізнесІнформ выяснила, что спровоцировало бум на украинские курорты.
Мест нет
Директор тернопольского агентства СолнцеВИД Наталья Дрозд говорит, что в этом году спрос на туры по Карпатам и Закарпатью вырастет на 35-40% по сравнению с прошлым годом. Места в большинстве баз отдыха и гостиницах приходится бронировать за два месяца вперед. “Сейчас многие украинцы активно бронируют номера на День независимости”, – замечает она. Владелица одесского хостела “Чемодан” Елена Осенина признает, что до конца августа осталось менее 5% свободных мест. Но и они скоро будут заняты, считает рантье. “Мы часто вынуждены отказывать клиентам, поскольку спрос превышает предложение. У многих наших коллег наблюдается подобная картина”, – говорит она. Нет свободных коек и во многих базах отдыха и пансионатах Арабатской стрелки.
Популярностью пользуются не только ранее известные, но и менее раскрученные украинские направления. Наталья Дрозд рассказывает, что сейчас востребованными являются курорты на западе страны – Косино, Залютино, Солотвино и пр. “На юге Украины – это Голая Пристань, Новая Каховка, Грибовка и Сергеевка”, – добавляет Владимир Царук.
На повышенный спрос к украинским курортам отреагировала и Укрзализныця. Например, с 31 июля по конец августа частота поездок из Киева в Геническ (Арабатская стрелка) вырастет вдвое, а с 1 августа вводится дополнительный поезд из Львова в Одессу.
Замена Крыму
Такого большого количества внутренних туристов в этом году участники рынка не ожидали. В 2014-м была прямо противоположная тенденция: резкое сокращение количества отдыхающих. Например, в Херсонской области их число по сравнению с 2013-м сократилось с 3,2 до 2 млн, в Закарпатье – с 3 до 2,5 млн, а в Одессе – с 850 000 до 700 000 человек. Связано это было с нестабильной ситуацией в стране: сменой власти, аннексией Крыма, военными действиями на востоке, а также стремительной девальвацией гривни. Около 10-15% от общего количества отдыхающих приходилось на иностранных туристов из России и Беларуси, которые отказались от поездок в Украину.
В 2015-м падение экономики ускорилось, поэтому на курортах не надеялись на рост количества отдыхающих. Но украинцы оправились от шока и решили отдохнуть на море и в горах. Отечественные курорты Черного и Азовского морей заменили жителям страны Крым. “Ежегодно туда ездило около 4 млн украинцев. Но в этом году их число не превысит 500 000”, – говорит экс-министр туризма и курортов Крыма Александр Лиев. Это связано не только с принципиальным отношением жителей страны к российской аннексии, но и с транспортной блокадой: добираться от конечного пункта прибытия поездов – железнодорожной станции Новоалексеевка – до полуострова очень сложно и неудобно.
Путешественники отказываются и от зарубежного отдыха в пользу украинского, добавляет Владимир Царук. “В этом году за границу на отдых отправится в среднем на 30-40% меньше туристов по сравнению с прошлым годом”, – считает эксперт. Связано это не только с девальвацией национальной валюты, но и с ужесточением требований при оформлении Шенгенских виз. С 23 июня украинцы должны сдавать отпечатки пальцев, а записываться в консульство приходится за две недели до даты подачи документов.
Украинские курорты воспользовались сложившейся ситуацией и повысили цены в среднем на 20-25% в этом году. Например, в Скадовске и Лазурном самый дешевый номер стоит 150-250 грн, а в Закарпатье – 200-250 грн в сутки. “Стоимость проживания в частном секторе выросла с 50-60 до 70-80 грн с человека в сутки, а в отелях – с 90-100 до 150-160 грн”, – замечает Дрозд.