Когда мы читаем новости из зоны АТО необходимо, в первую очередь, понимать, что это лишь сообщения. Во-вторых, нужно обращать внимание на источник этих сообщений. Одно дело, когда речь идет о заявлениях официальных спикеров, другое – когда это информация сайтов.
На войне не бывает правдивой информации – это в принципе норма. На войне бывает лишь более или менее правдоподобная информация. Ее интерпретация гражданскими создает полнейший хаос в головах с возможностью дополнительного толкования. Если есть возможность неправильно интерпретировать сообщение, так и будет.
Поэтому информации с фронта доверять нельзя, причем информации с обеих сторон. Читать можно, стоит быть в курсе происходящего, но не более. Кроме того, следует смотреть на динамику изменений этих сообщений: чем они принципиально отличаются от информации месячной или трехмесячной давности. Да, в зоне АТО ведутся боевые действия. Но при этом ОБСЕ фиксирует не столько бои, сколько стрельбу, как таковую: куда она ведется, с какой целью, что происходит в это время, никто толком не знает.
Например, волонтер Алексей Мочанов недавно сообщил о том, что у контрабандистов с обеих сторон есть система оповещения выстрелами зенитным оружием, минометами и т.д. Это также может восприниматься ОБСЕ, как перестрелка между украинскими и сепаратистскими силами.
Информации с фронта доверять нельзя, причем с обеих сторон
Еще один пример: Петр Порошенко завил о том, чтов Украину планируется полномасштабное вторжение российских войск. Сделано это было после голосования проекта изменений в Конституцию Украины, предполагающего отсылку в Основном Законе на отдельный закон о Донбассе. Как по мне, Порошенко сделал это заявление, чтобы расширить дискурс, напомнить об актуальности внешней угрозы, которая вот-вот произойдет, и хотя бы частично снять драматизм с конституционных вопросов.
Практически весь год мы живем в ожидании вторжения. При малейшей возможности атаки возобновляются, но украинские силы сдерживают этот натиск. Порошенко не сказал ничего нового, поэтому я не придавал бы этому большого значения. Ведь классика военного дела говорит о том, что для успешного наступления нужен троекратный перевес в живой силе, технике, маневрах, запасах и т.д. Необязательно быть большим специалистом, чтобы сопоставить количество боевых подразделений и техники обеих сторон, даже, используя противоречивые сообщения.
При всех проблемах нашей армии тактический перевес все-таки на украинской стороне. Если мы говорим о настоящем вторжении России, то это вопрос международной политики и, в первую очередь, диалога США и РФ. Причем этот разговор вряд ли закончится в пользу России.
Если смотреть на происходящее не с гражданской, а с военной точки зрения, то нарушения Минских соглашений более чем очевидны. Ведь в целом война – это нарушение чего-либо, что бы там ни говорили любители военных фильмов. Она не ведется по правилам, она ведется по каким-то своим внутренним законам. Еще не было войны, на которой не было бы нарушений. «Основа искусства войны – это обман», – сказал Сунь-цзы, и об этой простой истине не стоит забывать.
Поэтому и к нарушениям со стороны российско-сепаратистских войск нужно относиться более цинично и безжалостно. Существует масса конвенций: и о запрете использования мин, и о запрете использования разрывных пуль и химического оружия, но ведь по истории мы видим, как их придерживаются.
Цель войны – уничтожить врага физически. Конечно, ситуация в зоне АТО никогда не бывает статической, точнее она меняется каждые 15 минут. Но принципиально она остается прежней. Невозможность наступления России гарантирована неформальной позицией США и другими сдерживающими факторами, которые останавливают Москву. В этом я не вижу значительных опасностей. А то, что касается нынешней войны по линии фронта, то там ситуация достаточно стабильна и прогнозирована.
Кроме того, следует добавить, что сегодня у Украины действительно есть армия. Возможно, она улучшается не так быстро, как этого хотелось бы любителям голливудских фильмов; армия достаточно консервативна, в ней много бюрократии, но это огромная машина. Нужно учитывать, что это структура, которая с точки зрения экономики ничего не производит – лишь потребляет. Это очень сложный и большой организм. Я и сам часто критикую действия властей, но стоит признать, что армия улучшается постоянно. Я вижу медленные, консервативные и даже вялые, но все же тенденции к позитивным переменам.
Олег Покальчук, социальный психолог, НВ