План реформ, представленный главой Министерства здравоохранения Украины Александром Квиташвили, почему-то игнорирует такую важную сферу, как неотложная медицинская помощь и медицина катастроф.
Об этом в статье для ZN.UA пишет обозреватель Ольга Скрипник.
В частности, она отмечает, что в презентации министра здравоохранения о плане деятельности “не было ни единого слова, ни одной цифры об экстренной и медицине катастроф”.
“На какие реформы здравоохранения – как системы! – можно надеяться, если в презентации министра, обсуждавшейся на заседании Национального совета реформ, даже не упоминается Закон “Об экстренной медпомощи”, а саму службу назвали “неотложной помощью”, да и то вскользь, – говорит председатель Общественного совета при Минздраве, врач неотложной помощи Максим Ионов. – Планы реформирования и реалии нашей работы настолько же далеки, насколько нынешний министр и его окружение отдалены от практической медицины”.
Автор высказывает мнение, что руководство Минздрава “вообще не замечает (а может, игнорирует?)” медицину катастроф вместе с экстренной помощью и неотложной, не интересуется их проблемами при несении нелегкой службы.
“Хорошо знакомая нам скорая помощь, отметив свой столетний юбилей, передала все, что имела, – кадры, опыт, станции, автопарк и т.п. новосозданным службам, которые, согласно законодательству, начали свою деятельность с 1 января 2014 г. Они приняли на себя не только функции скорой помощи, ее наработки и традиции, но и немалые проблемы, порожденные многолетним недофинансированием”, – рассказывает автор.
Скрипник напоминает, что закон “Об экстренной медпомощи”, предусматривающий глубинные изменения в работе службы ЭМП и содержащий много положительных изменений как для медработников, так и пациентов, был принят еще в 2013 году, но фактически не выполняется.
“К сожалению, служба ЭМП работает по старой схеме госпитализации – везут в профильное дежурное отделение. Случается, бригадой экстренной помощи играют “в футбол” до тех пор, пока наконец не найдут место для пациента. При этом одно отделение может быть на левом берегу столицы, а другое — где-то на правом. А если ситуация противоречивая, диагноз неясный, то возможно еще и третье, и четвертое место госпитализации. Обидно, что все недостатки и просчеты в алгоритме оказания помощи сваливают на службу ЭМП, хотя именно наши бригады и прилагают усилия, чтобы решить проблему, помочь больному”, – добавляет Максим Ионов.
В целом, по оперативной информации, киевский Центр экстренной медпомощи и медицины катастроф ежесуточно получает около 2 тысяч вызовов. Особенно это актуально сейчас, пишет Скрипник со ссылкой на наблюдения медиков – обострение сердечно-сосудистых заболеваний стало особенно заметным после очередного повышения тарифов на коммунальные услуги, тепло и электроэнергию, а также из-за урезания заработных плат и введения налога на пенсии для работающих пенсионеров, – люди находятся в постоянном стрессе.
Врачи подчеркивают, что спасти таких пациентов вполне возможно, если оказать им адекватную медпомощь как можно быстрее. На спасение природа отвела всего лишь 2–4 часа в зависимости от состояния человека. В европейских странах медпомощь таким больным оказывают еще по дороге в клиники, увеличивая тем самым их шансы выжить.