В пригороде Санкт-Петербурга казачий союз города установил скульптуру Владимира Путина в образе римского императора. Корреспондент DW побывал на церемонии открытия памятника.
Белое покрывало сдернуто, казаки отдают честь памятнику, играет российский гимн. “В этом образе – символ нашей российской демократии”, – заявляет Андрей Поляков, атаман городского казачьего общества Санкт-Петербурга “Ирбис” озадаченным журналистам. За спиной его возвышается бюст Владимира Путина, выполненного в образе римского императора.
На открытие нетривиального монумента, которое состоялось в субботу, 16 мая, собралось всего с десяток членов казачьих союзов и примерно столько же представителей СМИ. Ничего удивительного, если учесть неблизкий путь, который должны были проделать гости церемонии – памятник российскому президенту установлен в частных владениях атамана Полякова и его казачьего объединения в коттеджном поселке неподалеку от деревни Агалатово, в паре десятков километров от города. “В ином случае для установки монумента понадобились бы многочисленные согласования”, – объясняет атаман. А ждать, по его словам, они не могли.
Торопливость хозяина сразу бросается в глаза – вокруг на участке распаханная земля, доски и недостроенная деревянная церквушка. Скамью для праздничного застолья сооружают тут же из пней и дощечек. Вот и бюст президента, как оказалось, отлит не из бронзы, как это планировалось, а из менее драгоценных сплавов.
В пилотке или в шапке Мономаха
Идея памятника для Владимира Путина возникла у Полякова после аннексии Крыма, которую он именует “возвратом наших русских земель” и сравнивает с падением Берлинской стены. Другими вариантами изображения российского президента были Путин в военной форме с пилоткой на голове, а также Путин в шапке Мономаха.
Разделяет восхищение действиями российского президента в Крыму и неожиданно появившийся на мероприятии культовый исполнитель шансона Стас Барецкий. “Путин сам из 90-х, такой “браток”, “отжал” Крым по-пацански и правильно сделал. В 90-е так и делали – если у кого-то фирма стоит, не работает или, наоборот, работает хорошо…”, – так просто и доходчиво описывает Барецкий то, что произошло с полуостровом чуть больше года назад.
Музыкант объясняет, что он и Андрей Поляков – приятели еще со времен тех самых 90-х, но привело его на открытие памятника не только это. “Это уникальное событие, которое глупо было бы пропустить, – говорит Барецкий и, видимо, желая донести до присутствующих, насколько значимое мероприятие происходит на их глазах, продолжает: – Меня позвали сегодня на фестиваль эротики в Питере, но я предпочел находиться здесь, потому что считаю, это первый шаг на пути к тому, что памятники Путину будут открывать по всей стране”.
После президента – в императоры
Сообразить, что из сказанного шокирует больше – сравнение открытия памятника президенту с фестивалем эротики или предсказание массового открытия прижизненных монументов в честь российского главы государства – становится решительно невозможно. Слишком уж сюрреалистичный ход приобретает церемония, даря все новые откровения собравшимся. “После ухода с поста президента, возможно, наш народ, в том числе казаки, сделают нашего президента императором. Тогда Путин представлял бы народы России, в парламенте, например”, – уже даже не шокирует своими соображениями о возможных перспективах для Путина Поляков.
В планах атамана – еще один памятник – на сей раз в честь “казаков из Санкт-Петербурга, участвовавших в военных действиях в Донбасе”. То, что они там есть, Поляков говорит без тени сомнений и даже утверждает, что в качестве прообраза для скульптуры будет использован образ “одного из погибших там наших казаков”.
После всех поражающих воображение слов, наконец, происходит нечто ординарное и ожидаемое – на импровизированную сцену выходит небольшой казачий ансамбль и исполняет заводные народные песни. Заполняется длинный стол с традиционными салатами, водкой и закусками. Но завершается этот вечер все так же необычно, каким было само мероприятие – Стас Барецкий, приближаясь к выходу с участка, бросает взгляд на бюст Путина и, перекрестившись, выходит за ворота.