Любые политические события – независимо от того, где они происходят – всегда в той или иной степени имеют религиозную подоплеку, и российско-украинский кризис не исключение, считает французский историк и богослов Антуан Аржаковский. В переводе на русский и украинский языки вышла в свет его книга “Россия – Украина: от войны к миру?” Автор в исторической перспективе анализирует корни конфликта и возможные пути его разрешения, сообщает Радио Свобода.
– Я – историк, и моя книга – историческое исследование по истории конфликта и по истории так называемой “революции достоинства” на Украине. В течение почти двадцати лет я жил и в России, и на Украине. И в Москве, где я был директором Французского университетского колледжа, и в Киеве, где был директором французского культурного центра. Затем – во Львове, где я основал Институт экуменических исследований. На мой взгляд, есть связь между религиозным мировоззрением и политическими конфликтами. Поскольку Московский патриархат православной церкви не смог понять важность автокефальности на Украине, Украинская автокефальная православная церковь решила создать свою собственную церковь. Православные в России не смогли признать права грекокатоликов быть православными и вместе с тем быть с римским престолом. В России грекокатоликов называют униатами – опасными христианами. И уже более 25 лет православная церковь России говорит: они опасны и являются источником насилия. Поскольку на религиозном уровне консенсуса не было, на политическом уровне 25 лет спустя появился настоящий политический конфликт.
Антуан Аржаковский приводит пример Франции и Германии в период после Второй мировой войны. По его мнению, России и Украине необходимо проделать ту же работу, которую тогда проделали эти две западноевропейские страны. “И немцы, и французы хотели иметь прямую связь с великой романо-германской цивилизацией. И те, и другие считали себя наследниками Карла Великого. Две нации постоянно воевали, не находя общего языка”, – говорит историк. То же, по его мнению, происходит между русскими и украинцами: и те, и другие считают себя истинными наследниками Киевской Руси, получившими крещение от Владимира:
– В конце концов немцы и французы нашли общий язык. Они создали Европейское сообщество, которое является сегодня самой мощной структурой в мире, по крайней мере в экономическом плане. Думаю, Россия с Украиной могли бы сделать то же самое, если между ними будет сближение.
Экуменизм и история религий, которые преподает Аржаковский, могут, по его мнению, способствовать процессу примирения двух народов. Чтобы добиться межрелигиозного взаимопонимания, люди в первую очередь должны хорошо знать свою собственную религию, а, во-вторых, стремиться узнать и понять другие. Экуменизм – это не только наука о сближении христиан, но и наука о сближении веры и разума:
– В России совсем не знают, что такое экуменизм. Некоторые даже говорят, что это ересь, это опасно. Иные считают, что это некое движение, целью которого является сближение между христианами. На самом деле, все действительно началось как движение, нацеленное на сближение между христианами, поскольку в XX веке были различные волны миграции, православные встретились с католиками, протестантами. Со временем это превратилось в целое мировоззрение, в науку.
Русская православная церковь может сыграть ключевую роль в разрешении конфликта между двумя странами при условии, что она согласится увидеть и осознать свои собственные недостатки, говорит Антуан Аржаковский:
– Если церковь продолжит говорить то, что сейчас говорит патриарх Кирилл: у нас все в порядке, проблема – это украинцы, униаты, то так ничего и не выйдет. Христианский подход заключается в том, чтобы увидеть свои собственные недостатки и раны, и желать настоящего диалога. Тогда это будет соответствовать русской религиозной мысли от Федотова до Бердяева, которые еще в тридцатые годы, в Париже, писали, что экуменизм необходим как диалог между верой и разумом и что Украина – это нация государства. Федотов был первым русским историком, который написал об этом в 1945 году, но в России этому так и не вняли.
По мнению историка, именно поэтому многие россияне не понимают той неприязни, которую к ним испытывает определенная часть украинского общества, так как не понимают, что украинцы – это уже другая нация. Выход из этой ситуации есть, но необходима большая работа со стороны церквей обоих государств. В Западной Европе после Французской революции появилась новая политическая богословская система:
– Новая система говорит о том, что между телом и душой есть еще дух. А дух – это ценности. Ценности – это свобода, равенство и братство. Когда Россия в 1990-е годы создала свое собственное посткоммунистическое государство, она не внедрила эту идею в своей конституции. Вместо этого она вернулась к системе, при которой есть тело – это президент, и есть душа – патриарх. Это система царского времени. А это не работает. Украина, наоборот, смотрит в направлении Европы и говорит: у нас есть общие ценности, которые важнее нашей религиозной принадлежности, языковых и культурных различий. И именно это Россия не принимает, не понимает. Это конфликт ценностей. Между ноябрем 2013-го и февралем 2014 годов Украина показала, что является нацией государства. Двуязычная, двукультурная и экуменическая нация. И это не было понято в России. Пропаганда объяснила совсем другое: там фашисты, там возвращение к периоду Второй мировой войны. К этому добавьте совершенно разные политические взгляды, с одной стороны, Путина, и с другой – Порошенко и Яценюка. С одной стороны – система неофеодальная, а с другой – либеральная.
В России должны осознать, что существование у ее границ Украины как другой нации не является опасным, а наоборот, несет в себе потенциал для будущей демократизации самой России. Такой вывод делает Антуан Аржаковский в своей книге. Это осознание, по его мнению, откроет дверь для будущего конструктивного диалога России и Европы, ведь Украина – это место встречи между Востоком и Западом.