900 военнослужащих Национальной гвардии Украины с 20 апреля начинают проходить многомесячные тренировки под руководством 290 инструкторов из 173-й воздушно-десантной бригады армии США. Учения организованы на Яворовском военном полигоне под Львовом, в самой западной части страны, на границе с Польшей, более чем в тысяче километров от Донбасса. Однако Москва уже подвергла их критике, заявив, что прибытие американских военнослужащих дестабилизирует обстановку во всем регионе, сообщает Радио Свобода.
Вашингтон официально объявил о прибытии десантников американской армии на Украину 16 апреля. Представитель Госдепартамента США Мэри Харф сообщила, что о намерении организовать тренировки украинской Национальной гвардии ее ведомство совместно с Пентагоном уведомили Конгресс Соединенных Штатов еще прошлым летом и что на эти цели из их специального общего фонда будут выделены примерно 19 миллионов долларов:
– Примерно 290 американских военнослужащих займутся подготовкой украинских национальных гвардейцев на Западной Украине. Напомню, что Великобритания и Канада также открыто сообщили о схожих планах. Все это является частью наших постоянных усилий по оказанию Украине помощи в укреплении ее внешней и внутренней безопасности. Мы делали это при бывшем президенте Викторе Януковиче, мы вообще занимаемся этим уже больше 20 лет. Безусловно, сегодня очень важен фактор происходящего на востоке Украины. Нынешние учения – часть большой и давней программы, но, разумеется, мы внимательно следим за развитием ситуации.
17 апреля всероссийский государственный телеканал “Звезда”, курируемый Минобороны России, и еще десятки российских СМИ растиражировали новость о том, что якобы четверо американских военнослужащих, не успев прибыть на Украину, изнасиловали двух девочек – причем в Киеве, а не во Львове, где они дислоцированы. В тот же день пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что “участие инструкторов, специалистов из третьих стран на территории Украины, где остается неурегулированным внутриукраинский конфликт… далеко не способствует урегулированию… Напротив, способно дестабилизировать ситуацию”.
Комментируя позицию Москвы в отношении украинского конфликта, представитель Госдепартамента США Мэри Харф сказала:
– Мы знаем, что вооруженные силы России продолжают действовать на востоке Украины, и, как заявил государственный секретарь Джон Керри, никакой вал пропагандистских заявлений не способен придать видимость правды тому, что, как мы знаем, является откровенной ложью. Нас настораживает то, что Москва в любой момент может отказаться от соблюдения минских договоренностей. Они уже не соблюдаются – Россия послала тяжелое вооружение на линию фронта в Восточной Украине, разместила здесь центры управления войсками, чтобы координировать действия сепаратистов, которых обучает артиллерийским стрельбам и другим навыкам. Вблизи границы с Украиной Россия держит современные ракетные системы ПВО, что также нарушает договоренности, достигнутые в Минске. Я думаю, общая картина вовлеченности России в боевые действия на украинском востоке ясна всем.
В конце марта Арсен Аваков, глава МВД Украины, которому подчиняется Национальная гвардия, в своем фейсбуке написал, что “договоренность о совместных учениях военных достигнута была во время переговоров президента Украины Порошенко и вице-президента США Байдена”. Аваков также подчеркнул, что после учений украинские национальные гвардейцы получат от американских коллег специальную амуницию и средства связи. По его словам, в тренировках будут участвовать “такие известные подразделения Нацгвардии, как (батальон) “Азов”, батальон имени Кульчицкого, “Ягуар”, “Омега” и другие части из Киева, Харькова, Запорожья, Одессы, Львова, Ивано-Франковска и Винницы”.
Национальная гвардия Украины, фактически воссозданная заново в марте 2014 года после российской аннексии Крыма, сегодня стала одним из наиболее боеспособных вооруженных формирований Украины, хотя ее невозможно сравнивать с украинской армией, ни по боевому потенциалу, ни по поставленным перед ней задачам, напоминает политолог и военный эксперт из киевского Центра имени Александра Разумкова Алексей Мельник:
– Первое, о чем нужно знать, говоря о Национальной гвардии Украины: она создана на базе внутренних войск Украины. На момент начала боевых действий – это было около 32 тысяч человек. И все они были задействованы в той или иной мере в выполнении функций внутренней безопасности. Сейчас, по отдельным оценкам, ее состав – где-то около 60 тысяч человек, за счет добровольческих батальонов, которые появились сразу после начала боевых действий на Донбассе. Их необходимо было инкорпорировать в одну из структур – либо в Вооруженные силы, либо в Национальную гвардию. За ними по-прежнему остается функция, прежде всего, внутренней безопасности. По украинскому законодательству и по тому, что происходит де-факто, основная задача по отражению внешней агрессии стоит перед вооруженными силами. Мы имеем случай с гибридной войной, когда агрессор отрицает то, что он агрессор. Но, по сути, мы понимаем, что сейчас идет внешняя агрессия. То, что сейчас можно назвать глубоким тылом, или же “зоной боевых действий” – блокпосты, вторая линия обороны – это зона ответственности преимущественно Национальной гвардии, – рассказывает Алексей Мельник.
Несмотря на то что зимой 2014 года костяк стихийно возникшей в Киеве “Самообороны Майдана” составили, в том числе, участники радикальной националистической группировки “Правый сектор” (Организация “Правый сектор” признана в России экстремистской и запрещена – Радио Свобода), в состав Национальной гвардии Украины, вопреки некоторым утверждениям, они никогда не входили. Лидер “Правого сектора” Дмитрий Ярош в марте 2014 года, в момент ее создания, заявил, что ни один из его “бойцов” в ряды Национальной гвардии не записался, так как, по его словам, “ее учения больше похожи на экскурсии в воинские части, а не реальную боевую подготовку”. В октябре 2014 года около 300 военнослужащих срочной службы Национальной гвардии провели в Киеве акцию с требованием демобилизации, однако командующий гвардией Степан Полторак назвал их выступление противозаконным. В любом случае, политолог Алексей Мельник полностью уверен как в боеспособности, так и в политической надежности Национальной гвардии Украины:
– В истории немало примеров того, как некие “альтернативные” вооруженные силы, какие-то национальные гвардии, жандармерии, особые корпуса, создававшиеся параллельно основным вооруженным силам государства, становились сами по себе силой, неподконтрольной правительству. Они разрастались и перерастали даже мощь основных вооруженных сил. И это порождало конфликты.
– Та модель формирования вооруженных частей, которая сейчас существует в Украине, – кризисная модель, вынужденная. Не будем забывать о “добровольческих батальонах”, которые не подчинялись до недавнего времени никому, не входили структурно ни в армию, ни в Национальную гвардию. И то, что сейчас Национальная гвардия превратилась в дублирующую структуру армии, это тоже скорее кризисная ситуация. Но в Украине идет сейчас процесс оборонной реформы. И в числе многого также рассматривается вопрос о целесообразности дальнейшего усиления Национальной гвардии как военного формирования – или же переподчинения этого военного компонента вооруженным силам. Что касается угрозы выхода из-под контроля, то я ее не вижу, потому что эта структура находится в подчинении МВД. И, по крайней мере, ни одного тревожного сигнала, о возможном неподчинении или же использовании Нацгвардии министром по своему усмотрению, я не слышал. Такая проблема была в отношении добровольческих батальонов. Но на сегодня остается лишь два батальона, которые находятся уже в процессе переподчинения – либо расформирования тех, кто не желает поступать на регулярную военную службу.
– Пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков еще до начала всех этих учений заявил, что прибытие американских военных на Украину может сильно дестабилизировать обстановку во всем регионе.
– Господин Песков несколько ошибся в терминах. Это, скорее, приведет не к дестабилизации, а к возможной коррекции планов, которые сейчас, наверное, рассматриваются в Кремле. Объясняю почему. Сейчас идет постоянное гадание – будет российское наступление на востоке Украины или не будет, будет прямое вмешательство России в украинский конфликт или нет. Один из ключевых факторов – “цена вопроса”. Чем больше в Украине будет оборонный потенциал, чем выше будет “цена вопроса” для России, тем больше вероятность того, что такое решение в Кремле не будет принято. Поэтому, скорее всего, нужно вести речь не о дестабилизации ситуации в регионе, а о какой-то определенной дестабилизации процесса принятия решений в Кремле, – полагает киевский военный эксперт Алексей Мельник.
Бывший украинский министр обороны Александр Кузьмук, возглавлявший военное ведомство страны с 1996 по 2001 годы и осенью-зимой 2004-2005 годов, командовал Национальной гвардией Украины в 1995 году. Он напоминает, что это формирование имеет уже длинную историю – закон о создании Национальной гвардии был принят на Украине еще 4 ноября 1991 года. Однако в 2000 году правительством Украины было принято решение о прекращении ее существования.
– В то время такая угроза, как ликвидация существующего строя (а защита государственного строя была одной из функций Национальной гвардии), не существовала. И дублирование функций между Национальной гвардией и внутренними войсками было нецелесообразно. В связи с известными событиями новое руководство Украины приняло решение о воссоздании Национальной гвардии и расформировании внутренних войск. В основном эта работа на сегодняшний день еще продолжается, однако Национальная гвардия организована, структурно построена, и она – вполне управляемое воинское формирование. Это отличие Национальной гвардии первой каденции от сегодняшней – она находится в подчинении МВД. Те ярлыки, которые вешаются сегодня в ряде СМИ на Национальную гвардию – что это какая-то “карательная организация”, – абсолютно не соответствуют действительности.
– Почему американские военные инструкторы были приглашены именно для тренировки бойцов украинской Национальной гвардии?
– Почему бы и нет? Ведь сотрудничество украинских вооруженных сил, Национальной гвардии Украины с другими государствами имеет уже историю в два десятка лет, в том числе и с США, и с Национальной гвардией США, и их армией. Как правило, в “спарринг-партнеры” в плане обмена опытом берутся лучшие. Американские десантники не приехали учить Национальную гвардию прыгать с парашютом. Они будут обучать наших ребят обращению со средствами связи, системами управления и так далее. У них есть такой опыт. Все ценное мы готовы принимать.
– Вы, как бывший министр обороны, как профессиональный военный, не видите угрозы для безопасности страны в связи с обилием разнообразных вооруженных, военизированных формирований? Ведь есть и Национальная гвардия, и Вооруженные силы, и добровольческие батальоны, с которыми связано немало странных историй?
– Конечно же, меня не может устраивать, что в стране существует очень много таких формирований. Хотя Конституцией все определено четко, Верховной Радой принят закон, президентом издан указ – все добровольческие, территориальные и другие батальоны, теперь уже полки, зачисляются в состав Вооруженных сил, Национальной гвардии, МВД, то есть каждый теперь должен знать свое место в строю! На первоначальном этапе были эпизоды, когда какие-то добровольческие подразделения моги действовать не то, что по своему разумению, а не в четком взаимодействии с планами Генштаба. Да, на это сразу было обращено внимание. Но это за сутки не решишь. Нам не надо было загонять этих людей в военкоматы – они сами шли на фронт мимо военкомата! Это факт: люди пошли защищать Родину. Завернуть их потом в военкомат, поставить на учет – это решается не за один день. А как быть с оружием, которое на руках и которого много? Наверное, это не будет быстро исполнено, задача не простая. Но этот процесс идет, – подчеркивает бывший министр обороны Украины Александр Кузьмук.
173-я воздушно-десантная бригада армии США, инструкторы которой занимаются подготовкой украинских национальных гвардейцев, считается знаменитым подразделением. Ее военнослужащие, известные как sky soldiers, то есть “небесные солдаты”, участвовали в двух мировых войнах и особенно отличились во время войны во Вьетнаме, а также в последних войнах в Ираке и Афганистане, откуда они вернулись в 2013 году. В 2014 году, после того, как на востоке Украины разгорелся вооруженный конфликт, именно эта американская воинская часть была отправлена в Польшу, Эстонию, Латвию и Литву, по просьбе их правительств, для подготовки ряда подразделений вооруженных сил этих стран. Примерно 200 военнослужащих американской 173-й воздушно-десантной бригады уже побывали на западной Украине в сентябре 2014 года – в рамках совместных с НАТО учений Rapid Trident.
Кроме Украины, схожие учения, под названием “Торнадо”, с участием двух взводов американских военнослужащих из все той же 173-й воздушно-десантной бригады, а также танкового взвода 7 полка 3-й пехотной дивизии армии США в составе четырех танков M1A2 Abrams, начались 20 апреля в Эстонии. Они считаются подготовкой к масштабным международным маневрам с участием 13 тысяч военнослужащих из разных западных стран под кодовым именем “Еж”, которые состоятся на территории Эстонии с 4 по 15 мая. Еще одни интернациональные военные учения начались 16 апреля на юго-востоке Румынии – в них задействованы около 2 тысяч 200 военнослужащих вооруженных сил США (в том числе 12 американских штурмовиков A-10 Thunderbolt), Великобритании, Румынии и Молдавии.