27 марта 2015 года стартует активная фаза общественных слушаний, посвященных обоснованию безопасности продления срока эксплуатации энергоблока №2 ЮУАЭС, цель которых – продемонстрировать доступность, прозрачность и открытость предприятия в вопросах использования ядерной энергии, а также привлечь население региона к решению задач относительно сверхпроектной эксплуатации второго южно-украинского энергоблока.
Активной фазе общественных слушаний предшествовала большая подготовительная работа, одним из направлений которой была организация экскурсий на атомную станцию, а также встреч представителей общественности прилегающего к АЭС региона со специалистами-атомщиками. В ходе «круглых столов» в формате «вопрос-ответ» гости предприятия имели возможность получить исчерпывающие ответы на все интересующие их вопросы (всего в рамках подготовки к продлению эксплуатации энергоблока №2 было организовано 10 «круглых столов»). Спектр вопросов земляков был достаточно обширным. При этом часть из них повторялась от встречи к встрече. Принимая во внимание данный факт, отдел работы с общественностью и СМИ ОП ЮУАЭС подготовил серию пресс-релизов, в которых приводятся комментарии специалистов на темы, чаще всего затрагиваемые жителями региона в процессе диалога с атомщиками.
Предлагаем вашему вниманию пятый релиз из упомянутой серии.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМПЕНСАЦИЯ РИСКА НАСЕЛЕНИЯ, ПРОЖИВАЮЩЕГО В 30-КМ ЗОНЕ НАБЛЮДЕНИЯ АЭС
Владимир АВРАМЕНКО, заместитель генерального директора ОП ЮУАЭС по кадрам и социальному развитию:
– Сегодня практически единственным законным путем помощи со стороны АЭС в решении актуальных социально-экономических вопросов развития региона являются средства на компенсацию риска населения, которое проживает в зоне наблюдения атомной станции. Это – 1% от объема реализации электроэнергии, вырабатываемой ГП НАЭК «Энергоатом».
В соответствии с действующим законодательством Украины, население, которое постоянно проживает в зоне наблюдения атомной станции, имеет право на социально-экономическую компенсацию риска от ее деятельности. Это понятие включает в себя создание и поддержку социальной инфраструктуры и льготы по оплате за электроэнергию.
Финансирование компенсации риска производилось с 2010 года из специального фонда государственного бюджета страны. 1% средств на социально-экономическую компенсацию предполагает такое распределение: 30% – в областные бюджеты, 55% – в бюджеты районов и городов областного подчинения и 15% – в города-спутники АЭС.
Распределение между специальными фондами местных бюджетов должно производиться, исходя из численности населения в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Он же определяет и направления по использованию этих денег. Контроль целевого использования средств компенсации риска, в соответствии с законом, производится органами государственной власти и местного самоуправления. Об использовании этих средств органы местного самоуправления через средства массовой информации должны отчитываться перед населением ежеквартально. Таким образом, ни Южно-Украинская АЭС, ни НАЭК «Энергоатом», подчеркиваю, контролировать использование этих денег не уполномочены.
В 2014 году, как и в предыдущие годы, энергогенерирующая компания перечислила в государственный бюджет сбор в сумме 224 млн грн. Однако Кабинетом Министров Украины не было принято решение о распределении этих средств местным бюджетам на финансирование мероприятий социально-экономической компенсации риска населения, проживающего в зоне наблюдения АЭС. Если исходить из перечисленной суммы сбора, то местные бюджеты Николаевской области смогли бы получить более 37 млн грн субвенции. Однако по причине, которую я указал выше, этого не произошло. Неопределенность в этом вопросе сохраняется и в 2015 году.
Думаю, что решению проблемы предоставления субвенции местным бюджетам за счет перечислений «Энергоатома» в бюджет страны может способствовать объединение усилий атомщиков, органов местного самоуправления и государственных администраций всех уровней управления Николаевской области.