Советник мэра Мариуполя Петр Андрющенко рассказал, что Россия обустроила новый фильтрационный лагерь для украинцев – на этот раз у границы с Эстонией, возле пунктов перехода границы России. Андрющенко известно по меньшей мере о трех людях, которые там побывали. По его информации, в этот лагерь отправляют украинцев, которые ранее были депортированы в Россию с оккупированных территорий, – например из Мариуполя.
Что происходит с вывезенными в Россию украинцами и как им удается бежать в другие страны – смотрите в сюжете Настоящего Времени:
Фильтрационные лагеря для украинцев за время войны появились на оккупированных территориях Украины и в России. Туда российские военные вывозят украинцев для допросов и проверок, затем распределяют по регионам России.
“У нас в Мариуполе был один только коридор. Мы жили на левом берегу, который ближе к границе с Российской Федерацией, поэтому единственный коридор был через Россию. Мы вышли на Безыменное, проходили там фильтрацию, затем первого [апреля] пересекли российскую границу, попали в Краснодар, потом во Владикавказ, а потом в Грузию”, – рассказывает беженка из Мариуполя Светлана Тахтар.
В России она не осталась. Говорит, ей повезло – у нее с собой были рубли. Это позволило взять такси и действовать в России самостоятельно. “Вот это для меня было страшно: что меня могут отвезти не туда, куда я хотела бы попасть”, – говорит Светлана.
У Светланы Харченко из Мариуполя денег не было. Вместе с пятилетней дочерью и мамой Светлане несколько раз пришлось пройти “фильтрацию” и допросы спецслужб – сначала на территории так называемой “ДНР”, а затем в России. Потом предложили только один вариант:
“Сказали: вот ваш поезд на Астрахань, не хотите – вот вам билеты, идите покупайте на ж/д вокзале, куда хотите, туда и езжайте. У меня истерика, я плачу, малая плачет. А что нам делать оставалось? И мы поехали в Астрахань”.
Чтобы легализоваться в России и выйти на работу, Светлана должна была сдать украинский паспорт. Она не хотела оставаться без своих документов и терять возможность вернуться. “Я каждую ночь выходила и плакала. Я не знала, что мне делать, как мне уехать оттуда, потому что я не хотела жить в стране, где все в крови”, – вспоминает Светлана.
Семье помогли российские волонтеры. Среди них – архиепископ Апостольской православной церкви Григорий Михнов-Вайтенко. Он направил Светлане 17 тысяч рублей (около $260) на билеты в Санкт-Петербург. Оттуда семью увезли на границу с Эстонией. Сейчас Светлана Харченко, ее мама и дочь находятся в эстонском городе Пылва.
Никиту Куцарского российские военные вывезли из Мариуполя в Донецк, где он прошел фильтрацию в одной из школ: “Снимали отпечатки, фотографировали со всех сторон, на тату смотрели, и есть ли синяки от приклада смотрели”. Никита в России тоже не остался, сумел выехать.
Что происходит с украинцами, которые процедуру фильтрации не прошли и показались российским властям неблагонадежными, украинские власти отследить не могут. Об этом говорила 9 мая уполномоченная по правам человека в Украине Людмила Денисова. Советник мэра Мариуполя Петр Андрющенко 11 мая написал, что, по его информации, мариупольцев, которые не прошли фильтрацию, отправляют в исправительную колонию в так называемой “ДНР”.
Газета “Коммерсант” сообщила, что из СИЗО в российских регионах, которые граничат с Украиной, арестантов переводят, чтобы освободить место для украинских пленных. Настоящее Время ранее писало, в каких российских СИЗО содержат украинцев – в том числе мирных граждан.
Тех, кто прошел фильтрацию, перевозят в самые разные регионы России: от Владивостока до Псковской области. Сотни людей из украинского Мариуполя отправили в лагерь в Ленинградской области, в город Тихвин. Украинцев размещают в здании бывшего интерната для детей с ДЦП. По данным на 18 мая, там находились почти полтысячи человек. Это жители Мариуполя и Донецкой области.
Российская сторона утверждает, что проводит эвакуацию. Украинские власти считают, что вывоз украинцев в Россию или на подконтрольные ей территории – это принудительная депортация и преступление. Действия России – как вывоз на свои территории, так и раздачу на оккупированных территориях российских паспортов – осудил Госдепартамент США. “Мы видели, как российские силы пытаются другими способами подчинить, иначе подчинить украинский народ в этих районах”, – заявил представитель Госдепартамента Нед Прайс.
По данным уполномоченной Верховной Рады по правам человека Людмилы Денисовой на 23 мая, Россия вывезла из Украины по меньшей мере 1 миллион 400 тысяч человек.