День Победы – дата, когда и русские, и украинцы вспоминают миллионы советских солдат, погибших во Второй мировой войне. В этом году он отмечался более хмуро и сдержанно как на Красной площади в Москве, так и на большей части Украины, где это был самый спокойный день войны на сегодняшний день.
По словам губернатора Харьковской области Олега Синегубова, утром в понедельник в Харькове – втором по численности населения городе Украины – было меньше всего обстрелов с момента начала войны. В городе есть интернет с доступом к казино онлайн и информационным ресурсам, а также связь.
Украинские войска оттесняют российские батальоны в Харькове в течение последних двух недель, поскольку Москва перенаправляет свое вторжение на более восточные районы. Российские войска отступили из-под таких областей:
- Черниговская;
- Киевская;
- вытесняются из-под Харьковской области.
Отступление, что дало надежду
Отступление России из районов вокруг Киева более месяца назад и Харькова совсем недавно, дало многим украинцам повод для надежды, несмотря на то, что Россия укрепляет контроль над значительной частью восточных и южных областей – Донецкой, Луганской и Херсонской.
“Этот день для нас еще более символичен, потому что мы ждем своей собственной победы, а не только отмечаем победу наших предков” – сказал Синегубов.
Ближе к линии фронта в Донецкой области также царило относительное спокойствие – по крайней мере, в утренние часы.
Истории из Лимана
Ночью же лишь в нескольких городах звучали сирены воздушной тревоги. В городе Лиман, где в последние недели шли бои, мирные жители воспользовались относительным затишьем, чтобы эвакуироваться автобусами, организованным региональным правительством.
“Мы ждали этого неделями” – сказал 70-летний Владимир Ютин. Он был эвакуирован в больницу в Донбассе вместе со своей 94-летней матерью Катериной. Но побег принес им мало радости. От дочери Ютина, Дарьи, не было вестей с 24 апреля.
“В последнем сообщении ее мужа говорилось, что они в подвале, и у них есть еда” – сказал Ютин. Он на мгновение отвернулся, а его глаза наполнились слезами. “Я надеюсь, что они живы”.
С наступлением дня бои разгорелись с новой силой. На дороге между Краматорском и Лиманом виднелись густые клубы дыма, а в город становилось все труднее попасть.
“Там много жертв среди мирного населения” – сказал Виталий Верона, возглавляющий спасательную службу Лимана. “Россия просто хочет все сравнять с землей”.
Среди пострадавших были украинцы российского происхождения, которые до последнего оставались в своих домах, потому что не думали, что московские войска причинят им вред.
Лежа в муках на больничной койке в Донбассе, 67-летняя Людмила Кривонос рассказала, что проигнорировала просьбы своих детей покинуть Лиман. Она была уверена, что сможет продолжать жить обычной жизнью, когда обстрелы утихнут.
В понедельник утром ее внезапно отбросило взрывом на кухню. Когда она услышала крики мужа, Николая, о помощи, то обнаружила, что ее ноги не подвижны.
“Я подползла к нему и увидела очень много крови” – сказала она. “Мы русские, мы говорим по-русски. Мы никогда не думали, что такие же русские могут сделать с нами что-то подобное”.
Не понятно, кого Россия хочет избавить от “нацизма”, ведь к примеру, Харьков также является преимущественно русскоязычным районом.
Праздник от страны-агрессора
На оккупированных Россией территориях также прошли мероприятия, посвященные Дню Победы, но они не имели того фарса, что присущ Кремлю. В течение нескольких дней ходили слухи, что Кремль организует крупные мероприятия, такие как триумфальный парад в Мариуполе, где российские войска пытаются установить полный контроль, или объявит об аннексии большей части Украины.
Российские информационные агентства опубликовали кадры, на которых запечатлены в основном гражданские лица, марширующие с флагами распавшегося Советского Союза и возлагающие цветы к местным мемориалам Второй мировой войны. Группы участников варьировались от нескольких десятков до нескольких сотен человек.
Памятные мероприятия на территории свободной Украине были ограничены военным положением, которое запрещает большие собрания. Да и настроения не позволяют “праздновать”, когда в стране по сей день война забирает жизни людей.