От «Кода да Винчи» до «Бриджертонов»: как музеи зарабатывают на кино


16:0220.03.2021
Share Button

Мировой опыт показывает, что съемки кино становятся все большим подспорьем бюджету многих музеев. The ArtNewspaper рассказала, как снимали самые знаменитые фильмы — от «Кода да Винчи» до свежих «Бриджертонов».

За последние 20 лет отношение музеев к киносъемкам заметно изменилось. В ХХ веке появление музейного интерьера в качестве декораций какого-либо фильма могло быть лишь результатом длительных переговоров и удачного для продюсеров стечения обстоятельств. Сейчас съемки на музейной натуре поставлены на поток, став настолько конвейерным производством, что в крупных музеях имеются специальные отделы, их курирующие.

Вечно нуждающиеся музеи противостоять набитому кошельку могущественной киноиндустрии, конечно, не могут. Причина же популярности музеев в кинобизнесе — мода последних десятилетий на исторические ленты и фэнтези, а также непрекращающаяся романтизация гениев и отдельных шедевров, на что так охотно клюют зрители.

Лувр: во всем виноват Леонардо

Музейщики старой школы воспринимают превращение музеев в съемочные площадки как осквернение храма искусств. Когда зашла речь об экранизации искусствоведческого детектива «Код да Винчи» (2003) Дэна Брауна, сотрудники Лувра встретили предложение кинематографистов в штыки, и только нажим Министерства культуры Франции позволил начать съемки (включая те, что с трупом). К этому времени в Лувре снимали в среднем по одному фильму раз в два года.

«Код да Винчи» вышел на экраны в 2006 году, после чего музей столкнулся с приятным фактом — появился целый пласт новых посетителей, которые были привлечены именно экранизацией. Частные экскурсоводы начали водить группы по локациям съемок в Лувре. Официальные гиды сперва это игнорировали, однако потом музей разработал полуторачасовой тур по маршрутам книги — «Код да Винчи: между правдой и вымыслом». В 2008 году здесь создали специальное подразделение, занимающееся кино. И сразу число снимаемых фильмов увеличилось до четырех-пяти в год. А в 2015-м, по данным журнала Variety, Лувр стал площадкой для 120 съемок (правда, большинство из них проходило в саду Тюильри).

В 2019 году, согласно годовому отчету, опубликованному на сайте музея, было выдано уже 660 разрешений на съемки (включая телевизионные, документальные, рекламные и фотосессии). Хотя 93% этих разрешений были бесплатными (так как были связаны с текущими выставками, имели образовательный характер и так далее), оставшиеся 45 съемок принесли €210 тыс. Отчет Лувра за 2018 год гласит, что было выдано 550 разрешений, из них 87% на безвозмездной основе, оставшиеся принесли €416 тыс.

Руководство Лувра измеряет прибыль от этих съемок не только в деньгах, но и в количестве новых посетителей. По его мнению, кино, да и музыкальные клипы (вспомним Apeshit Бейонсе и Джей Зи), экстраординарно способствуют пиару музея и привлекают новую аудиторию, причем со всего мира. В целях расширения этого направления Лувр создал фонд, предназначенный для производства фильмов именно о музее. Его продукция — «Франкофония» (2015) Александра Сокурова о Лувре в годы Второй мировой войны, «Лицо» (2009) тайваньского режиссера Цай Минляна о попытках экранизировать в музее легенду о Саломее и другие весьма интеллектуальные ленты.

От Джейн Остин до «Бриджертонов»

RELEASE DATE: TV Series (2020- ) TITLE: Bridgerton STUDIO: Netflix CREATOR: Chris Van Dusen PLOT: Wealth, lust, and betrayal set in the backdrop of Regency era England, seen through the eyes of the powerful Bridgerton family. STARRING: Jonathan Bailey as Anthony Bridgerton. (Credit Image: � Netflix/Entertainment Pictures/ZUMAPRESS.com)

Музей — это не только интерьеры с экспонатами, но и особняки с садами. Особенно хорошо это известно британскому Национальному фонду объектов культурного, исторического и природного наследия (National Trust), который курирует около 500 замков, усадеб и коттеджей. По данным организации, в среднем в месяц выходит девять фильмов или сериалов, снятых на ее территории.

(L To R) Ruth Gemmell As Lady Violet Bridgerton, Golda Rosheuvel As Queen Charlotte And Director Tom Verica In Episode 102 Of “Bridgerton” (2021) Credit: Liam Daniel/Netflix / The Hollywood Archive, Credit:Netflix / The Hollywood Archive / Hollywood Archive / Avalon

Одной из важных вех для фонда был выход в 1995 году на телеэкраны экранизации «Гордости и предубеждения» Джейн Остин с Колином Фертом, которая мгновенно стала культовой и задала стандарт костюмных фильмов, актуальный и сейчас. Подбор зданий в этом фильме был столь же идеален, как и кастинг, и не менее сложен. В книге «Как снимали „Гордость и предубеждение“» продюсер Сью Бертуисл и редактор сценария Сьюзи Конклин подробно рассказывают об этом процессе в отдельной главе. Практически все ключевые объекты из фильма находятся на балансе National Trust. Например, деревушка Лэкок, законсервировавшаяся в XIX веке, — в фильме она сыграла роль городка Мэритон. До этого Лэкок несколько раз снимали в кино (например, в сериале «Робин из Шервуда» 1980-х годов), однако процесс не был обкатанным.

Бертуисл и Конклин вспоминают: «В деревне Лэкок, например, на переговоры ушло пять месяцев. После того как National Trust, который здесь является землевладельцем, дал свое согласие на то, чтобы закрыть главную улицу и покрыть бетонированные поверхности землей или травой на период съемок, необходимо было согласовать действия с городским советом и полицией. Затем пришлось проинформировать письменно и по телефону жителей всех домов на главной улице». Именно на «Гордости и предубеждении», видимо, процесс и обкатали — на следующий год Лэкок использовали как натуру в экранизациях «Эммы» и «Молль Флендерс». С тех пор деревушка с экранов не исчезает — ее можно увидеть в «Гарри Поттере», «Аббатстве Даунтон», «Пустой короне», «Еще одной из рода Болейн», «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» и во многих других фильмах. 

Аналогичная история произошла с Лайм-Парком, ставшим Пемберли, поместьем мистера Дарси. Ранее поместье мелькало в сериале «Шерлок Холмс» с Джереми Бреттом и в некоторых других кинолентах, но после выхода телефильма 1995 года оно неоднократно появлялось в современных перепевах историй Джейн Остин, а также в других экранизациях, например «Вдали от безумной толпы» (1998) и «Сага о Форсайтах» (2002–2003).

В 2003 году в National Trust был создан отдел, занимающийся киносъемками. Его менеджерам Харви Эджингтону и Лорен Тейлор приходится контролировать съемочные группы и создаваемый ими хаос, а также отвечать на бесконечные вопросы вроде «сколько искусственной крови мы можем вылить на этот паркет?» или «а сюда можно пустить тигра?». В марте 2020 года они опубликовали книгу «National Trust на экране» — путеводитель с кинематографическим ракурсом.

В настоящее время у фонда есть отдельный сайт-каталог, где перечислены все доступные для аренды в качестве съемочных площадок объекты — их 419. Они систематизированы. Например, за один клик можно подобрать интерьер в стиле шинуазри или с шахматным полом, готическую библиотеку или викторианскую столовую. Цены на каждый объект предоставляются по запросу.

Доход, получаемый фондом от съемок, идет на реставрацию и поддержание зданий. Отчет за 2018–2019 год гласит, что 786 фото- и киносъемок принесли ему £2 млн. В отчете за 2019–2020 год число съемок не указано, однако общий доход с них известен — £1,6 млн.

Вслед за съемочными группами в этих местах появляются толпы поклонников фильмов и сериалов. Маршрут по локациям «Гордости и предубеждения» крайне популярен и спустя четверть века после выхода сериала. Франшиза «Гарри Поттера» привлекла туристов со всего мира. «Прекрасным примером является „Алиса в Стране чудес“ Тима Бертона, снятая в Энтони-Хаусе в Корнуолле, — рассказывает в интервью Royal Television Society Лорен Тейлор. — Раньше там ни разу не было съемок, даже документальных. После премьеры количество посетителей выросло с 20 тыс. до 100 тыс. Здорово, что это число теперь никогда не возвращается на прежний низкий уровень».

Энтони-Хаус в Корнуолле, где снималась «Алиса в стране чудес» Тима Бертона. Фото: National Trust

Телесериал «Игра престолов» позволил отремонтировать крыши не одному и не двум зданиям National Trust. Например, североирландский замок Уорд, где снимали твердыню Старков, отныне место проведения Винтерфельского фестиваля с рыцарским турниром, соколиной охотой, средневековой музыкой и танцами. Новую волну туристов фонд ждет после выхода сериала «Бриджертоны», где было использовано множество интерьеров и садов, например Стоув-парк с храмом Венеры.

Музейные алгоритмы

Цена «по запросу» типична для большинства музеев, даже со специальными отделами, ответственными за съемки кино. Открыто публиковать прайс не стесняются только естественно-научные музеи (наверное, потому что они храмы науки, а не искусств). Американский Смитсоновский институт на своем сайте сообщает, что 1 час кинематографистам обойдется в $500, а 4 часа — в $2 тыс. Лондонский Музей естественной истории указывает, что цена зависит от размера съемочной группы и является почасовой: 21–30 человек — £700, более 80 человек — £1,5 тыс. При этом минимальный взнос должен составлять £2 тыс. в будний день и £3,5 тыс. в выходной.

Из числа крупных институций, где есть отдел, занимающийся коммерческими съемками, еще назовем Британский музей. Требования, которые он предъявляет к желающим закатить к ним свои камеры, весьма тщательно проработаны и юридически пугающи. Музей настаивает также на страховке, условия которой прописаны очень подробно. 

Со страховки же начинает разговор о возможности киносъемок Галерея Уффици. Чтобы не отвлекаться на пустяки, итальянцы требуют страховой полис от возможного ущерба имуществу, людям или объектам, лимит ответственности по которому составляет не менее €2 млн.

Кроме того, музеи выбирают, о чем именно можно у них снимать. Так, National Trust отклоняет документальные фильмы, связанные с политикой и религией, например политическую агитацию или проповеди свидетелей Иеговы, также запрещены съемки с обнаженной натурой. Требует сценарий нью-йоркский Музей современного искусства (МоМА), заранее категорически отказываясь от fashion-съемок. Бостонский музей изящных искусств тоже просит предварительно прислать сценарий, а еще оплатить страховку.

Какую долю годовой прибыли составляют такие гонорары? Зависит от популярности музея, его «фотогеничности» и открытости в этом вопросе. В 2016 году британский киновед Стивен Фоллоуз опубликовал статью «Экономика локации: музеи и галереи». Он опросил 19 английских музеев и галерей об их доходах от киносъемок. Оказалось, что в общей сложности в 2014 году они заработали £1,06 млн. 

Из них самой крупной оказалась прибыль Британского музея (£321 тыс.). Фоллоуз приводит данные о затратах музея на кинопроизводство — около 25% от заработанной суммы. Как правило, это сверхурочные сотрудникам, дополнительная оплата работы службы безопасности и грузчиков, которые переносят музейное имущество.

Следующие по прибыльности — Музей естественной истории (в 2014 году £133 тыс.), Музей Виктории и Альберта (£238 тыс.), Тейт (£83,9 тыс.), Имперский военный музей (£61,8 тыс.) и Национальный морской музей (£11,9 тыс.). Свои расходы на обслуживание съемок эти музеи называют ничтожными, редко у кого они достигают 10% от заработанной суммы.

Как сообщало Інше ТВ, Галерея Уффици пригласила итальянских поваров воссоздать блюда с картин (ВИДЕО)

Очень плохоПлохоХорошоНормальноОтлично (Нет голосов)
Загрузка...
Понравилась статья? Расскажите друзьям!
Share Button


Обсуждение

Пожалуйста, чтобы добавить комментарий.

© Inshe.tv

Share Button