После того, как в 2014 году Украина лишилась большей части своего флота вместе с аннексией Крыма, страна решила развивать так называемый «москитный флот». Его могли пополнить два маневренных корабля, которые предложили подарить США. Однако катера из-за бюрократической возни уже четыре года находятся в порту Балтимора. О причинах этого говорится в расследовании программы «Схемы».
Так, еще в 2014 году США были готовы передать Украине два 30-метровые катера класса Island, которые состояли в активе Береговой охраны США. Ранее такие же дарили Грузии, Пакистану и Коста-Рике. Корабли отвечают стандартам НАТО и вписываются в концепцию «москитного флота».
«Я действительно осматривал эти корабли. Они действительно в хорошем состоянии. Я служил на 5 кораблях и могу сказать, что когда был на борту этого корабля, сложилось впечатление, что ему не больше 10 лет. Техническое состояние будет позволять использовать эти корабли еще, как минимум, 15 лет. Они могут выполнять задачи в составе сил НАТО и ЕС, как этого требует военная доктрина Украины. Пока отечественная промышленность таких плавсредств, которые полностью соответствуют стандартам НАТО, не строит », — рассказывает один из авторов идеи москитного флота в Украине, заместитель начальника штаба Командования ВМС ВСУ Андрей Риженко.
Однако до 2016 года Украина так и не получила корабли. По данным «Схемы», США передают катера Украине безвозмездно в рамках американской программы передачи избыточного оборонного имущества — EDAP. По условиям этой программы, принимающая сторона, то есть Украина, должна компенсировать «сопутствующие расходы». За эти «сопутствующие расходы» — а это техобслуживание, переоборудование и обучение экипажей — формально все и зацепилось.
Согласно двум постановлениям Кабмина еще от 1998 и 1999 годов, Министерство обороны просто не может платить деньги за границу, в отличие от того же «Укроборонпрома» — государственного концерна-монополиста по обороне.
«Минобороны не может осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Оно действительно не может формально купить ничего, даже если это будет стоить 1 доллар, так как не имеет на это права по украинским законам», — говорит руководитель секретариата Независимого антикоррупционного комитета по вопросам обороны Елена Трегуб.
«Укроборонпром» говорит о том, что они берут около 5% от этой сделки, и это легитимная плата за сервис посредника-спецэкспортера. Но международные разные источники говорят, что есть и другая цифра — 20-25%, и это никто не может точно проверить, потому что нужна обобщенная информация по всем этим транзакциям и, как вы понимаете, большинство является государственной тайной », — добавляет Елена Трегуб .
Впрочем, журналисты выяснили, что это — формальность. Ведь сделка позволяет осуществить передачу давно. Еще в 1993 году Украина и США уже договорились об оборонном сотрудничестве, в рамках которого, по словам специалистов, можно провести и эту операцию.
Адмирал запаса ВМС ВСУ и бывший заместитель министра обороны Игорь Кабаненко объясняет, что для этого должна быть соответствующее постановление Кабинета министров, который должен предоставить «разовые полномочия Министерству обороны» на выполнение этой миссии.
По данным журналистов, «бюрократический пинг-понг» продолжается из-за коммерческого интереса президента Украины Петра Порошенко.
Так, похожие катера производит частное акционерное общество «Завод«Кузница на Рыбацком» — бывшая «Ленинская кузница». У завода два бенефициара — президент Петр Порошенко и его близкий армейский товарищ, народный депутат Игорь Кононенко.
Два малых бронированных артиллерийских катера проекта 58155 (в народе их называют «Гюрза М»), которые произвели именно на этом заводе, успешно прошли испытания и уже стоят на вооружении военно-морских сил. Еще четыре уже изготовлены и пополнят флот после проверки боевых качеств.
По данным источников в Минобороны, именно на катера производства завода «Кузница на Рыбацком» уже закладывают деньги в Государственном оборонном заказе на последующие годы. Ввоз американских «Айлендов», похоже, частично может поменять коммерческие планы президентского завода.
«То есть получается, что Украина планирует строить москитный флот собственными силами, поддерживая украинского производителя — а это и налоги в бюджет, и рабочие места. Но при этом пренебрегает подарком от западных партнеров — двумя американскими катерами — только потому, что от этого завод президента, вероятно, может получить чуть меньший государственный заказ?», — отмечают журналисты.
Украинский катер имеет преимущество в том, что это украинское производство (хотя и часть систем там все же иностранная), тогда же как американский катер выполняет больше функций, и уже совместим с кораблями НАТО, что является одним из обязательств Украины перед зарубежными партнерами.
Согласно расчетам Министерства обороны Украины, закупка оборудования и горюче-смазочных материалов обойдется в 1.3 млн долларов, еще по 500 тысяч долларов — на подготовку экипажей, техническое обслуживание и оборудование, 4 миллиона — на ремонт и почти — 3 на транспортировку.
В общем — чуть больше 10 миллионов долларов за два катера. При этом рыночная стоимость одного из катеров коло 25 млн долларов.
Украинский оборонному бюджету построить новый катер такого класса на украинском заводе стоит 27-35 миллионов долларов.