Киев превращается в галерею под открытым небом: столицу украсили уже 100 муралов авторства мировых звезд стрит-арта и на подходе еще столько же, говорится в материале Оксаны Мамченковой в журнале “Новое время”.
Жаркий июньский день в спальном районе Киева. С крыши 16‑этажного здания свисает закрепленная на тросах строительная люлька. В ней нет рабочих, зато есть художник. Это — Фикос Антониос, мастер монументальной живописи из Афин. Он напевает экзотическую песню и орудует кистью, создавая масштабную картину на глазах у зевак.
Работа еще не готова, хотя сюжет уже понятен. На глухой стене многоэтажки изображены две монументальные фигуры — мужская и женская. Вместо рук у мужчины крылья, которыми он будто бы обнимает одетую в белое платье женщину. Персонажи парят над живописными растениями.
“Это персонифицированные Земля и Небо,— Антониос на минуту отрывается от работы.— Думаю, что мурал будет вписываться в цветовую палитру этой местности”.
Греческий монументалист — далеко не первый зарубежный художник, посетивший украинскую столицу для реализации своего проекта. За последние два года несколько десятков востребованных в мире мастеров стрит-арта создали здесь около сотни муралов.
Прежде Украина была белым пятном на международной карте этого актуального вида искусства, утверждают эксперты. Однако теперь страна стремительно наверстывает упущенное. Флагманом нового тренда стал Киев, за которым уже поспевают другие крупные города. Всего лишь за несколько недель нынешнего лета новыми муралами обзавелись Одесса и Чернигов.
“Киев теперь — горячая точка стрит-арта,— констатирует куратор культурных проектов Олег Соснов.— Он появился из ниоткуда, заявив о себе несколькими проектами при участии звезд”.
Украинским городам играет на руку статус новичков в мире уличного искусства, объясняет специалист привлекательность столицы в глазах иностранных авторов.
А еще работает сарафанное радио — побывавшие здесь художники остаются довольными местными условиями для творчества.
Среди факторов, способных помешать стремительному развитию отечественного мурализма, Соснов называет отсутствие
в стране арт-рынка и низкий уровень развития галерейной инфраструктуры. Согласно мировой практике, уличные работы становятся для художников хорошим промо, которое затем конвертируется в галерейные выставки картин и аукционные продажи.
Переняли опыт
Все началось в 2010 году с фестиваля уличного искусства Muralissimo, организованного киевской галереей Лавра. В преддверии футбольного чемпионата Евро-2012 активисты мечтали о появлении серии рисунков, которые должны были сделать столицу более привлекательной в глазах туристов.
Тогда несколько зарубежных художников, преимущественно французов, разрисовали ряд фасадов в центральной части города. Компанию иностранцам составили мастера из хорошо известного в мире украинского арт-дуэта Interesni Kazki.
Впрочем, фестиваль не превратился в масштабное явление, как того хотели организаторы. Городская власть и меценаты с недоверием отнеслись к подозрительному новшеству. Поэтому деньги, а также разрешительные документы на стены для муралов выдавали крайне неохотно.
Ситуацию изменила революция достоинства, считает Владимир Манжос, ветеран украинского мурализма, чьи рисунки украшают стены зданий по всему миру от США до Австралии. Тогда чиновники пересмотрели свое отношение к уличному искусству, уверен художник.
“Новая власть уже по‑другому воспринимает это явление,— говорит он.— Стрит-арт является глобальным трендом последних 10–15 лет, а Украина вроде бы стремится стать членом цивилизованного мира”.
Киевлянин Гео Лерос был среди пионеров, рискнувших привить горожанам вкус к стрит-арту. Этот режиссер-документалист несколько лет проработал в мировой столице киноиндустрии Лос-Анджелесе, а в прошлом году вернулся в Украину. Он приехал снимать фильм о патрульной полиции и заодно решил реализовать в родном городе урбанистические проекты — подобные тем, что поразили его в Америке.
Так появилась инициатива CityArt. На первом ее этапе Лерос установил десятки креативных лавочек в парке имени Тараса Шевченко в центре города. Деньги нашел у меценатов, с техникой помогла мэрия.
Затем кинематографист взялся за городские фасады и начал привозить в страну знаменитых в мире уличных художников. Работал по той же финансовой модели, что с лавочками — за счет меценатов. Бюджет одного мурала составляет $ 2–6 тыс. В эту сумму входит оплата перелета и проживания художника, а также необходимые для творчества материалы. При этом все авторы в виде исключения работают в Украине без гонораров.
При содействии Лероса в Киеве появилось около полусотни муралов, над которыми трудились 40 авторов из 30 стран мира. А весной он запустил вместе c единомышленниками новый амбициозный проект ArtUnitedUs. Цель начинания — в создании позитивного и мирного имиджа страны в международной прессе, рассказывает коллега Лероса Ирина Канищева. Согласно планам, в столице появится еще сотня муралов, причем 30 их них — на стенах зданий столичного проспекта Бажана, через который пролегает путь из аэропорта Борисполь в центр города.
“Многие художники хотят показать танки, агрессию,— рассказывает Канищева, которая вместе с Леросом курирует ArtUnitedUs.— Но мы понимаем, что люди не хотят этого видеть. Наша цель — рассказать о мире, а не войне”.
Вместо рисунков на тему военного вторжения в Киеве появляются яркие образы диковинных птиц и животных, символические портреты вымышленных персонажей и украинских писателей, а еще абстракции. Как правило, художники приезжают с готовыми эскизами, хотя иногда меняют замысел, вдохновившись местным колоритом.
Так произошло с итальянским мастером, работающим под псевдонимом 2501. Проведя несколько дней в Украине и пообщавшись с местными жителями, он создал собственную интерпретацию герба страны и ее истории. В результате получилась черно-белая графическая работа высотой 80 м — самый высокий мурал в Европе.
Одновременно с ArtUnitedUs другая группа арт-активистов запустила масштабный фестиваль стрит-арта Mural Social Club. Его задачу куратор Юлия Островская видит в культурной децентрализации, поэтому для муралов выбирают стены в спальных районах Киева, а также в регионах.
Греческий мастер Антониос — один из участников этого проекта. Здание для его рисунка в необычном византийском стиле выбрали сами организаторы. Хотя, бывает, киевляне сами приходят и просят добавить их дом на карту городского стрит-арта. Так случилось со зданием, на стене которого в начале июня появилась картина Порталы испанского автора Гонзало Борондо.
Этот мастер, чьи муралы украшают улицы Лондона и Парижа, посвятил свою киевскую работу Софийскому собору. Рисунок, напоминающий скорее фреску и изображающий внутреннее убранство этой древнейшей украинской церкви, Борондо нанес на одно из зданий столичной Оболони.
Денежный вопрос
Еще два года назад для профильных зарубежных изданий о стрит-арте Киев не существовал. Их авторы знали лишь об одной творческой единице из Украины — дуэте Interesni Kazki, но и те создавали свои произведения чаще в Латинской Америке или Индии, чем на родине.
Теперь украинская столица не сходит с заглавных страниц ресурсов об уличном искусстве. Ведь новые муралы востребованных в мире авторов появляются здесь едва ли не каждую неделю.
“Звездные художники привлекают внимание так же, как рок-звезды”,— говорит куратор ArtUnitedUs Канищева, которая реализует в США стрит-арт-проект наподобие киевского.
Поэтому инициаторы масштабных фестивалей в Украине сознательно сделали ставку на тех авторов, к чьим работам с высокой вероятностью проявят интерес западные СМИ.
Организатор фестиваля Mural Social Club Соснов, составляющий также программу ежегодного действа Французская весна в Украине, перечисляет сильные стороны Киева как потенциального центра мурализма. Во-первых, это качественный подбор авторов. Теперь многие иностранцы стремятся поработать там, где уже оставили свой след их именитые коллеги. Во-вторых, Украину все еще рассматривают как терра инкогнита, которую интересно исследовать.
“Особенность Киева в том, что у нас в стрит-арте почти нет откровенного треша и попсы,— уверен Соснов.— Зато у нас уже побывали звезды концептуального искусства, которые высоко котируются в мире”.
Хотя без развития общей культурной инфраструктуры нынешний период взлета может оказаться недолгим, уверены эксперты. Ведь художники, работающие в Украине без гонораров, в других странах получают за каждый проект от $ 2 тыс. до $ 15 тыс.
“Мировой рынок стрит-арта неумолимо приближается к рынку современного искусства,— рассказывает куратор.— При аукционных домах первой величины им занимаются отдельные департаменты”.
Специалисты уверены, что за последние два года украинское общество уже научилось с большей ответственностью относиться к тому пространству, в котором живет. Поэтому к муралам, украшающим город, относятся все более лояльно.
При этом инициаторы городских арт-проектов не планируют останавливаться на достигнутом. До конца года в Киеве появится не менее ста новых муралов. Еще столько же настенных картин создадут участники проекта ArtUnitedUs в следующем году за рубежом. При этом если украинские стены разрисовывают преимущественно зарубежные мастера, то европейские фасады отдадут в основном украинцам.