В грядущих изменениях в Конституцию Украины, процесс принятия которых уже начался, больше всего сомнений вызывают положения, касающиеся так называемого «особого статуса» контролируемых сепаратистами регионов Донбасса. На мой взгляд, эти нововведения не могут быть приняты в нынешней обобщенной формулировке, поскольку закрепляют военное положение оккупированной части Донбасса, сложившееся на сегодняшний день.
Сама по себе идея децентрализации не вызывает сомнений, однако, как любая другая здоровая идея, она может быть использована в разных целях. Когда-то я был директором средней школы в районном центре на Галичине и знаю, что на периферии власть – это ограниченный круг людей, лишь 5-6 человек. В советские времена партия старалась контролировать, чтобы это были разные люди, которые не будут друг друга покрывать и т. д. Партия, конечно, старалась, но получалось не очень хорошо – управлять всем сверху невозможно, нужно продумать механизмы контроля снизу, а в нынешних предложениях власти по децентрализации их мало – один лишь институт префекта.
Мне кажется, что в том тексте нововведений по части децентрализации, который мы имеем на сегодняшний день, существует угроза бюрократического перерождения. Кроме того, недоработаны механизмы гражданской самозащиты. Иными словами, в законодательных инициативах власти не предусмотрены такие механизмы, которые служили бы препятствием на пути перерождения властной системы в авторитарный механизм. Мы можем оказаться в беде.
Не создан механизм, который со стороны единой централизованной унитарной державы мог бы заменить старые вертикальные конструкты власти. Это неминуемо ведет к созданию местных краевых властных структур: местные парни «решают проблемы», как сейчас принято говорить, и никто не будет знать, что там происходит.
Инициативная группа «Першого грудня», членом которой я являюсь, призвала «власть учесть опасность национального раскола в случае, если новая Конституция будет принята без должного понимания и согласия народа, под давлением иностранных государств».
Если в политике нет прозрачности, власть действует «под ковром». Подобные подковерные политические интриги остаются незамеченными до последнего момента, а когда они, наконец, становятся явными, наступает политический кризис и все может полететь верх ногами. Когда напряжение достигает таких масштабов, что выливается в Майдан, – это не лучший выход. Не на площадях решается судьба, а под тем же ковром.
Чтобы этого не произошло, есть единственный, созданный европейской цивилизацией механизм – прозрачность политической жизни. Также большое значение имеет контроль власти массами и свобода слова. Пока эти принципы не реализованы, угроза раскола нации на разные территориальные группировки не исчезает.
Мирослав Попович, украинский философ, доктор философских наук, профессор, академик НАНУ