Осенью ситуация в Украине может обостриться, — эксперты


22:4326.06.2015

Проект «Бессарабия», опасность пророссийских выступлений в Харькове, попытки дестабилизации ситуации и фальсификаций во время избирательной кампании и угроза обвала гривны – «Сегодня.ua» проанализировала, какие потенциальные точки нестабильности существуют в нашей стране.

ЮЖНЫЕ ГРАНИЦЫ. Россия может попытаться реализовать в Одесской области проект «Бессарабия», – такое заявление сделал несколькими днями ранее в эфире программы «Свобода слова» одесский губернатор Михеил Саакашвили.

По мнению Саакашвили, реализация «проекта «Бессарабия» выражается в том, что в Одесской области «большая часть населения смотрит только российские каналы». «Мне стыдно об этом говорить, но про украинскую Бессарабию до недавнего времени больше думал Владимир Путин, чем наше собственное правительство».

Саакашвили заявил, что Бессарабия «является стратегической дорогой из Украины в Румынию, то есть в Евросоюз». По мнению губернатора, сейчас жители Бессарабии «изолированы», они сталкиваются с Украиной только в связи с «жадными чиновниками и ужасными дорогами, которые никто не ремонтировал».

По его мнению, это потенциальная точка для напряжения, но теперь уже не на восточных, а на южных границах страны.

С такими оценками Саакашвили согласны эксперты. «РФ может осенью попытаться сменить власть в Молдове, отстранив проевропейских политиков», – говорит нам политолог Владимир Фесенко. По его мнению, в их действиях действительно были недоработки. «После этого – создать новую зону нестабильности в Южной Бессарабии», – поделился Фесенко своим видением опасности эскалации ситуации.

Тогда, по мнению, эксперта, «под ударом», безусловно, может оказаться Одесская область. «Но речь не идет о ближайших двух месяцах, а скорее об осени», – добавляет Фесенко.

ХАРЬКОВ И НЕ ТОЛЬКО. В зоне риска по-прежнему остается весь юго-восток Украины, констатирует в беседе с военный эксперт, нардеп Дмитрий Тымчук. Причем, по его словам, дело не столько в возможных выступлениях пророссийских сил, сколько в наличии недовольства ухудшающейся социально-экономической ситуацией (которую, в частности, могут и будут использовать и агенты Кремля).

«Мы практически не видим в Харькове, Запорожье, Днепропетровске, Николаеве, Херсоне или в той же Одессе митингов, на которые люди выходят с георгиевскими ленточками и российскими флагами, но все больше те же коммунисты и различные пророссийские организации используют недовольство населения для организации митингов против политики местных властей, против политики центральной власти», – говорит он.

По мнению Тымчука, «это очень опасная ситуация», и если к выборам не будет консолидации проукраинских сил, не будет проведено реальных реформ и не начнут реально бороться с коррупцией, то новая дестабилизация практически неизбежна, и все, кто в ней заинтересованы, попытаются ее использовать.

Харьков – зона риска №1, уверен Владимир Фесенко, яркий пример тому – последнее решение городского совета об очередном отказе признать Россию страной-агрессором. «Это «пятая колонна». Чуть поменяется ситуация, и это будут те же люди, которые пришли год назад к власти в Донецкой и Луганской областях. И если власть не хочет, чтобы Харьков стал новым Донецком или Луганском, она должна принимать соответствующие профилактические меры», – говорит он.

«Но главная проблема – это социальная ситуация», – замечает Фесенко, добавляя, что она фактически превращает в потенциальную «зону турбулентности» всю страну.

«Если ее удастся держать под контролем, а параллельно – держать под контролем политическую и административную стабильность, то риски не так высоки. Как бы мы не относились к Порошенко, за последние, как минимум, полгода, государственные институты страны стали сильнее, при всех проблемах, которые есть и в армии, и в прокуратуре, и в СБУ, власти не боятся вести расследования и уголовные преследования тех, кто нарушает закон в добровольческих батальонах – это показатель усиления крепости государственных институтов и стабилизации ситуации в стране», – констатирует политолог.

По его словам, ключевая опасность – это обвал национальной валюты. «Главное – удержать стабильность валюты. Если это удастся сделать, никакой дефолт нам не страшен. Для людей главное, чтобы она не рухнула, чтобы повышение тарифов зимой не ударило по ним. Потому здесь нужно очень активно поработать с субсидиями, может быть, даже несколько скорректировать тарифы в сторону уменьшения… Но я согласен, что риски есть, и риски очень серьезные – на осень и зиму», – резюмирует наш собеседник.

ВЫБОРЫ И БАТАЛЬОНЫ. Еще одна потенциальная линия внутриполитического напряжения – запланированные на осень местные выборы. И хотя кампания официально еще не объявлена, фактически она уже стартовала.

Тут наибольшее внимание обращает на себя Днепропетровская область: «Днепропетровск может не просто превратиться в арену политического противостояния, кампания здесь может оказаться беспрецедентно жесткой, когда при подведении итогов выборов и выяснении, кто на них победил, может быть применен, в том числе, силовой ресурс в виде добровольческих батальонов. И, в отличие от предыдущих кампаний, все, увы, может далеко выйти за рамки законности», – рассказывает политолог Андрей Золотарев.

Именно, по его словам, Днепропетровщина может оказаться «рингом», на котором вновь обострится и без того не потухшее противостояние между олигархом, бывшй губернатором Игорем Коломойским и президентом. «И цена этих выборов крайне высока. Пожалуй, днепропетровская кампания будет второй по интриге и по накалу после Киева. А, возможно, и даст ей фору», – добавляет эксперт.

В этой ситуации важно, что центральная власть и правоохранительные органы должны сделать все, чтобы максимально стоять на страже закона, не закрывая глаза на проявления произвола.

ДОНБАСС. Постоянным очагом напряжения является и Донбасс. Пока конфликт, по словам политолога Владимира Фесенко, носит «ползучий характер», и хотя количество обстрелов украинских позиций со стороны боевиков «ДНР-ЛНР» в последнее время возросло, назвать это серьезным обострением, достаточным, скажем, для ужесточения западных санкций в отношении России, нельзя. Санкции могут быть ужесточены в случае, если Россия предпримет атаку на Мариуполь, или попытается продвинуться вглубь украинской территории, либо применит против ВСУ авиацию, отмечает Фесенко.

Владимир Путин сейчас находится в определенной задумчивости, не решив пока окончательно, какой следующий шаг предпринять, констатирует в беседе с бывший замглавы Генштаба Игорь Романенко.

«Путин сейчас обдумывает свой следующий шаг. Ситуация стала предельно неудобной для него. С одной стороны, оккупированные части Луганской и Донецкой областей не вышло повесить на материальное обеспечение Украины, получили только их экономическую блокаду и усугубление ситуации на этих территориях. С другой стороны – заканчивается человеческий ресурс для масштабных атак», – говорит Романенко.

По словам военного, немаловажным для предотвращения очередной атаки боевиков стало политическое давление на президента РФ.

«Не начав вторую волну противостояния в апреле, когда были созданы три ударные группы на Донецком, Луганском и Мариупольском направлениях, Путин, можно сказать, упустил свой шанс. Хотя тогда сдерживающим фактором могла стать позиция США о том, что если российские войска атакуют Мариуполь, США предоставит Украине летальное оружие», – отмечает военный, добавляя, что определенный эффект в деле сдерживания выполняют и санкции – как уже введенные, так и перспектива их ужесточения в случае начала открытых боевых действий.

То, что ситуация на Донбассе является «тлеющей» (и в любой момент нужно быть готовыми к ее ухудшению), констатирует и Тымчук. При этом, по словам политолога Александра Палия, от ключевой своей цели – дестабилизации Украины, Кремль отказываться не намерен.



© Inshe.tv

Share Button
TwitterFacebookGoogle PlusYoutube