Тарас Чорновил: Украина до сих пор продает России важные компоненты для вооружения


16:2226.05.2015

Практически спустя год после начала активных боевых действий на востоке Украины Кабмин принял решение разорвать сразу пять военно-технических соглашений с Россией. Решение было принято на заседании Верховной Рады только 20 мая. О возможных причинах и последствиях денонсирования договоров FaceNews поинтересовался у экс-нардепа, политического эксперта Тараса Чорновила. Он заявил, что такое решение – это скрытый ход со стороны премьер-министра и результат «скандала» внутри коррупционных систем. При этом Чорновил не исключает, что Украина может продолжать обеспечивать Россию незаконными поставками важных компонентов для вооружения. Политолог также рассказал о планах России относительно юга Украины, и почему нужно усилить блокаду оккупированных территорий.

Почему Украина только сейчас разорвала ряд военно-технических соглашений с Россией?

У меня у самого возникает этот вопрос. Меня даже больше волнует не то, почему этого не сделали раньше, а то, что в украинском законодательстве и договорной сфере существуют тысячи различных договоров, которые ввиду различных обстоятельств давно не выполняются. Чаще всего про них просто не вспоминают. Поэтому перед тем как делать неприятные выводы, предполагаю, что это может быть от элементарного бардака – вдруг вспомнили, что такие соглашения существуют. Однако есть подозрение, что, возможно, это не совсем так.

Что именно Вы имеете в виду?

Я могу предположить, что это типичное отвлечение внимания, «подтянутое» ко времени старта местных выборов. В связи с тем, что к премьеру было много вопросов, он быстренько сделал это заявление. Стандартная абсолютно ситуация: когда тебя обвиняют в коррупции и отсутствии реформ, а ты рассказываешь – вот посмотрите, как мы боремся против России. Но есть и другое предположение. Оно не обязательно касается всех соглашений, но точно касается договора по транзиту военных грузов и живой силы врага в Приднестровье через украинскую территорию.

 

В чем же особенность именно этого соглашения?

Ситуация вообще «удивительная». Силами России был создан замороженный конфликт и фактически вырвано, точно так же как у нас Крым и Донбасс, часть территории Молдовы с основным экономическим потенциалом. Сохраняется эта оккупированная территория также исключительно силами российской армии. А Украина, воюя с Россией, спокойно пускает грузы через свою территорию туда, где агрессор проводит такую же оккупационную политику. Это абсурд абсолютный, на который тихонько закрывали глаза. Я уверен, что, в отличие от других соглашений, которые, возможно, и не действовали, этот договор работал до последних дней. Некая паника, начавшаяся в России после разрыва соглашения, это подтверждает.

Если система была настолько налажена, почему именно сейчас разорвали соглашение?

Кто-то был заинтересован, чтобы вопрос сохранялся максимально долго. Вероятно, в эти дни возник какой-то скандал. Мы не знаем, кто с кем поскандалил, но соглашения с Российской Федерацией отменили. Тут ситуация очень не однозначная, обстоятельства по каждому договору могут быть разные. В одних – бардак, в других, возможно, коррупционный интерес, в третьих – очень странная политическая логика. Просто их подогнали под одно голосование уже с политическими целями.

Может ли разрыв этого соглашения стать катализатором усиления военного конфликта?

Не думаю, не та ситуация сейчас в России. Реагировать через эскалацию на востоке – это мало что меняет. Единственный способ – высаживать десант в Одессе, захватывать Одесскую область, создавать выход по суше от Приднестровья к Донбассу. Но для России такой план как взятие Мариуполя уже не стоит. Мы видим, они постепенно отступают от своих планов, уже даже списывают проект «Новороссия». Сейчас речь идет о дестабилизации только в тех районах, которые оккупированы. И то они пробуют впихнуть нам их в Украину на своих условиях, которые для нас абсолютно не допустимы. Все идет по старому сценарию. Россия когда-то уже пробовала всунуть Приднестровье назад Молдове. Молдова отказалась. Главная проблема для России – это не военно-техническое сотрудничество, поскольку, я допускаю, что мы до сих пор продаем им важные компоненты для вооружения.

Вы имеете в виду какие-то конкретные случаи нелегальных поставок?

Например, как это было с заводом в Николаеве, который до недавнего времени поставлял системы кондиционирования для российских подводных военных лодок под видом бытовых кондиционеров. Знаете, за такое нужно моментально садить. А тут журналисты раскрыли дело, и оно тихонько приглохло. Я думаю, что много подобных злоупотреблений и продажи оружия России под прикрытием мирных поставок происходит по сегодняшний день. Из-за украинской коррупции то, что происходило, будет происходить и дальше, поэтому Россию отмены соглашений особо не волнуют. Тут практически никакой реакции не будет, помимо чисто популистских заявлений.

Возможно ли что-то предпринять, чтобы уменьшить число таких коррупционных операций?

Дело в том, что мы об этом узнаем совершенно случайно, когда журналисты находят какие-то факты, начинают раскручивать и появляются определенные подтверждения. Нужно, чтобы был жесткий контроль за той же прокуратурой: чтобы при таких вот фактах в один момент происходил арест. Это же предательство Родины! По тем же Николаевским системам кондиционирования: если бы привлекли к ответственности, посадили – желающих было бы меньше. А тут абсолютная безнаказанность. Нужно вырубать коррупцию и бездействие на всех уровнях.

Если Россия не планирует взятие Мариуполя, какие цели она сейчас преследует?

У них цель захватить Широкино, чтобы можно было держать полумиллионный город в постоянном напряжении. На сегодня ни про сухопутный путь к Крыму, не про выход на Харьков, тем более про Одессу и весь юг Украины речь не идет. То, что будет возмущение, которое может вылиться в какие-то более жесткие действия на какой-то краткий срок, это да.

Вы говорили, что Россия сливает «Новороссию». Как сейчас себя должна вести украинская власть?

Наше первое задание – сохранить территории, которые мы сегодня контролируем. Задание второе – шаг за шагом усиливать блокаду оккупированных территорий, не допустить никаких торговых путей. Крым, Донецкая, Луганская области – туда же нереальными массами идут грузы, контрабанда. Это все под прикрытием милиции, добровольческих батальонов, которые, к сожалению, в отдельных местах контролируют эти процессы уже больше, чем воюют. Если это война, то война. Врага не кормят, не содержат. Движение людей должно быть только односторонним. Хотите покинуть те территории? Движение в одну сторону – в Украину. А у нас свободно курсирует транспорт в любом количестве. Вон по Киеву объявления: автобусы до Севастополя, Симферополя, прохождение границы за один час. Мы должны установить жесткую границу. Оккупированные территории? Значит, мы создаем для них режим изоляции, невозможность жизни там. Сейчас, когда мы видим, что Россия не готова к крупномасштабной войне, нужно за это взяться.

Считаете ли Вы, что изменения нужны и в тактике боевых действий?

Мы не должны нарушить минские договоренности, позволив России использовать это в спекулятивных целях против Украины. Что мы должны делать? Держать активную оборону в тех пунктах, где со стороны боевиков происходят атаки запрещенным вооружением. Сообщить ОБСЕ, что в связи с этим, мы перевозим свои орудия и выводим их на позиции. Нужно отвечать на все атаки боевиков, уничтожать их пункты артиллерией. Другими словами, мы должны защитить своих бойцов, повернуть артиллерию точно в те пункты, откуда нас атакуют такими структурами. Но мы, ни в коем случае, не можем перейти к наступательным операциям. Это табу. Есть вот эта линия разграничения, не имеем право сделать шаг вперед или назад. В таком положении нужно продержаться максимально долго. Если мы сможем выйти на нарушение второго пункта минских договоренностей, точно по тем пунктам, где их нарушает российская сторона, то сможем окончательно минимизировать количество жертв среди наших военных.

Генерал НАТО в Евросоюзе Филип Бридлав заявил, что Россия разместила на Донбассе системы ядерного вооружения. Вы расцениваете это как прямую угрозу мировой безопасности с российской стороны?

У меня нет информации, что такие размещения именно на Донбассе, но они размещены вдоль границы. Не исключено, что завезены и туда. В Крыму их массово размещают. Я думаю, это угроза всему западному миру. Терроризирование, ядерный шантаж худших примеров времен «холодной войны». Но есть нюанс: когда много крика, вероятность, что это ядерное оружие будет использовано – минимальна. Ядерный шантаж действует до того момента, пока не сделан первый залп. После этого ты уже не владеешь ситуацией. Российская оружейная машина на сегодня на порядок слабее американской. Условно говоря, Россия может угрожать только Европе. Ни одна российская ракета, вероятнее всего, Америки не достигнет, будет сбита по дороге системой ПРО. А вот Европу они могут накрыть, но нужно понимать, атака против Европы – это атака против всех стран НАТО, в том числе и Америки. Это означает, что ответный удар будет. Россия уже избавилась от противоядерного космического зонтика, и защитить она себя не сможет. Фактически, это окончательное уничтожение государства России, всего руководства, вооруженных сил, экономики на протяжении 5-6 часов. Россия это тоже хорошо понимает, поэтому похоже на простой политический шантаж.

Но можно ли сохранять уверенность, надеясь, что властям России «не сорвет крышу»?

Такой вариант никогда нельзя исключать. Потому что это фашистское государство, там шизофреник-лидер с психопатичными синдромами. Поэтому очень важно проводить постоянные дипломатические действия слабого наступления, понемногу дожимая, что на сегодня делается достаточно правильно. Хотелось бы больше. Но кто его знает, возможно, как раз западные лидеры, чтобы никому в России «не снесло крышу», делают это в ограниченных формах. Тут есть определенная логика.
Источник: www.facenews.ua



© Inshe.tv

Share Button
TwitterFacebookGoogle PlusYoutube