Люстрация, или чистому чиновнику по чистому месту от чистой власти


16:0409.12.2014

До 14-го года третьего тысячелетия н.э. власть в Украине никогда «не очищали».
Ее «меняли», «продавали», «сдавали», а также «забирали», «узурпировали», «коррумпировали», ну, и, наконец, «демократизировали», «реформировали», «укрепляли».

Первые шесть способов вхождения во власть являются, безусловно, приоритетными для украинского политикума, остальные – фейковые.

Идеологи «очищения» не зря избрали для своего детища словосочетание «очищение власти». От него одновременно веет холодом сталинских «чисток» прошлого века и религиозным экстазом очистительных обрядов древних цивилизаций.

Сталинские чистки 1937 г. заканчивались гибелью очищаемых. Скорой – от пули в застенках НКВД, или медленной и мучительной – в ГУЛАГе. Цель таких чисток имела и «воспитательный», и «организационно-управленческий» характер.

Сталинской тирании свойственно было чистить аппаратчиков не только публично, но и тайно. С громкими судебными процессами и неожиданными бесследными исчезновениями как чиновников, так и их семей. Это для того, чтобы боялись другие, которые придут на их место. Чтобы те, другие, чувствовали бренность бытия ежечасно, ежеминутно, чтобы страх подавлял, а неуверенность порождала все тот же страх. Однако чистки весьма опасны для чистильщиков. Как правило, карма настигает их при жизни. В историческом смысле процесс: палач – жертва – палач является перманентным, и рано или поздно палачи превращаются в жертвы ими же запущенного действа.

Попытка современных адептов чистки наполнить это понятие новым гуманным содержанием посредством изменения вербальной формы к желаемому результату не привела. «Очистка» как и «чистка» в их исполнении ориентирована на выполнение одних и тех же задач:

а) отлучить от должности палачей (освободить место);

б) удовлетворить ущемленное самолюбие жертв;

в) придать жертве статус палача (занять освобожденное место).

 

К сожалению, буква «о» в слове «очистка» не влечет за собой «очищения», а оно, увы, не имеет никакого отношения к «люстрации». У каждого из этих понятий своя история, у  «о» в том числе. Нам остается только сожалеть, что история люстрации в Украине больше похожа на «Историю «О» режиссера Жюста Жакена (Жэкина), чем на обрядовые люстрации древних греков и римлян.

Эти мудрые народы не очищали власть посредством люстраций. Их очистительные обряды не унижали человеческого достоинства. Люстрация служила благородной цели возродить в человеке человеческое, вернуть его обществу очищенным от скверны. Их люстрация – это достижение внутренней чистоты человека, ибо только чистый человек может вступить в общение с богами. Греки не скупились на люстрации, стремясь очистить своих граждан не только от внутренней нечистоты, но и от внешней. Зачастую люстрациям подвергали не только отдельных граждан, но и целые города, народы, войска, флоты и т.д. Жертвами таких люстраций становились свиньи, козлы, бараны. Участие этих персонажей в священнодействии было фатальным. Их закалывали, а кровью умилостивляли богов.

Кровавые экзекуции далеко не всегда сопровождали очистительные процедуры. Для этих целей также использовалась морская или подсоленная вода, которой кропили очищаемых. Кропилами служили ветки розмарина, лавра, можжевельника, мирты, оливы.

У римлян люстрация – это основная часть праздников: Луперкалий, Амбарвалий, Цереалий.

Итак, люстрация древних – это праздник, внутреннее очищение человека, радость очищаемого и его соплеменников, это объединяющее начало, путь к Богу.

Такова ли люстрация в Украине? Путь к какому Богу прокладывают мои соотечественники, бросая политических противников в мусорные баки? Какую радость должны испытать «очищаемые» от надругательства над их человеческим достоинством? Каково матерям, женам, детям тех, кто был подвергнут такому унижению? Разве праздник – это когда бьют, издеваются, мстят?

Справедливости ради скажем, что в истории человечества были и такие праздники, сопровождавшиеся не только насилием, но и убийством. Однако назывались они Вакханалиями, и достаточно скоро снискали дурную славу. Сенат, который сначала поощрял это безумие, вскоре самым жестоким образом стал расправляться со сторонниками Вакхических обрядов. Смертная казнь и массовые заточения в темницах стали ответом консулов на разгул животных страстей своих подданных.

О такой ли люстрации грезили современные адепты очищения власти? Почему название (люстрация) именно этого древнего религиозного обряда приглянулось им и стало альфой и омегой революционных чаяний масс? Ведь были же в политическом арсенале древних греков и другие способы очищения плебса не только от узурпаторов, но даже от тех, кто потенциально мог таковым стать. Речь идет об остракизме. Современные политические словари остракизм (от греч. оstrakismos) трактуют так: «Практикуемое государственной властью изгнание из страны  выдающихся людей, подрывающих своей популярностью, талантом, богатством, влиянием и т.п. могущество существующего государственного строя. Остракизмом в более широком смысле называют микрополитическую практику изгнания популярных людей из разного рода коллективов, т.е. при выяснении властных вопросов внутри отдельных партий, общественных организаций, производственных коллективов и пр.».

В энциклопедии Брокгауза и Эфрона утверждается, что остракизм впервые был введен в Афинах Клисфеном «… как мера против сторонников низвергнутой тирании, которых в городе оставалось еще много. Значение этой меры заключалось в том, что граждане, выдававшиеся над прочими и тем самым угрожавшие принципу равенства, изгонялись на время из государства, причем изгнание это продолжалось … обыкновенно – 10 лет. Процесс этого народного суда состоял в следующем. Ежегодно во время главного народного собрания опрашивали народ, желает ли он кого-нибудь осудить остракизмом. Выступали ораторы и говорили за и против. Если народ решал прибегнуть к остракизму, то назначался для этого день. Всякий обладавший правом подачи голоса гражданин писал на черепке (ostraco) имя того гражданина, который, по его убеждению, опасен для народа. Черепки складывались в урны и потом разбирались членами совета и архонтами. Если какой-нибудь гражданин осуждался, по крайней мере, 6000 голосов, то он должен был не позже 10 дней оставить город».

Если с понятием «остракизм» закон Украины «Об очищении власти» связывают вполне реальные вещи: а) «изгнание» из власти; б) десятилетний срок «изгнания»; в) участие общественности в этой процедуре, то с люстрацией (очищением) он не имеет ничего общего. Почему же де факто произошел такой странный перекос в понятийном аппарате авторов и комментаторов Закона? Думаю, ответ кроется в достаточно прозаической вещи. Остракизму подвергали лучших, выдающихся, неординарных, а Януковича и его приспешников у власти, ну, никак таковыми не назовешь. Если же допустить такую формулировку, то следует признать, что от власти отлучили лучших. Пытаясь обойти возникшее противоречие, авторы Закона создали новое, еще более парадоксальное. Для взлелеянной ими люстрации они эклектически заимствовали  оскопленное содержание остракизма, приправив последнее душком средневекового аутодафе. Как бы не стремилась наша интеллектуальная элита придать Закону «Об очищении власти» гуманный, демократический характер, используя термин «люстрация», уши средневекового мракобесия торчат почти в каждом разделе пресловутого закона. К тому же, следует признать, что благородная цель – очищение, свелась к банальному освобождению злачных служебных мест для своих людей. Романтизм древнего обряда, его сакральный смысл, пронизанный духом орфических мистерий, не смог придать «люстрации по-украински» ни человечного, ни правового характера.

Опыт народов Восточной Европы и стран Балтии, осуществивших люстрационные процедуры в своих странах, к сожалению, не был критически воспринят Украинским парламентом. Принятый им Закон, увы, противоречит нормам международного права и Конституции Украины. Нелепость многих положений этого нормативного акта может сыграть злую шутку с обществом, выстрадавшим право иметь демократическую власть, освобожденную от тоталитарного режима и его носителей. Ошибки законодателя дорого обходятся стране, нарушая и без того зыбкий баланс между верой и терпением народа.

Венецианская комиссия (официальное название «Европейская комиссия за демократию через право») приняла к своему рассмотрению «недоношенное дитя» украинского парламентаризма. К сожалению, компромисс совести с конъюнктурой оказался не лучшей повивальной бабкой для нашего дитяти. Рожденный в спешке и страхе «очистительный» закон вскоре предстанет взору профессиональных международников. Очевидно, в середине декабря они вынесут свой диагноз о соответствии Закона «Об очищении власти» Европейским стандартам. Нетрудно догадаться, каким будет резюме Венецианской комиссии. Тем не менее, заключение этого уважаемого международного органа носит рекомендательный характер и не приостанавливает действие национального законодательства. Новому парламенту придется самостоятельно исправить ошибки своих предшественников и с учетом рекомендаций Венецианской комиссии внести изменения к пресловутому закону. Хочется верить, что народные депутаты уже сегодня готовы это сделать, и нам недолго ждать судьбоносных решений, когда украинская люстрация станет образцом чистоты, и чистая власть даст каждому чистому чиновнику по чистому месту.

Юрий Кузовлев



© Inshe.tv

Share Button
TwitterFacebookGoogle PlusYoutube