Уполномоченный по защите государственного языка Тарас Креминь заявляет, что на новооккупированных после 24 февраля территориях зафиксировано более 100 фактов, свидетельствующих о целенаправленном уничтожении украинского языка в различных сферах общественной жизни.
«По данным из открытых источников нами зафиксировано более 100 фактов, свидетельствующих о целенаправленном уничтожении государственного языка в различных сферах общественной жизни, фактическое лишение права граждан на пользование, изучение и обучение на украинском языке, дискриминацию и репрессии в отношении лиц, публично проявляющих свою украинскую национальную идентичность , в частности, через общение на украинском языке. Это может свидетельствовать о планируемой ассимиляционной политике оккупационного режима», – говорится в сообщении языкового омбудсмена, передает Интерфакс.
Отмечается, что 33% нарушений сфере рекламы, 22% – образования, 13% – культуры, 13% – медиасферы, 5% – документооборота и 15% в других областях.
«Акты лингвоцида сопровождаются угрозами, устрашением, применением физической силы, психологическим давлением, ограничением свободы, похищением, пытками, убийствами, другими преступлениями против граждан Украины», – говорится в сообщении.
В частности, зафиксировало: 12 фактов, которые имеют признаки лингвоцида сфере телевидения и радиовещания (отключение украинских ресурсов и вещание российских каналов); 33 факта лингвоцида в рекламе и публичном информировании (демонтаж украиноязычных вывесок, указателей, мемориальных досок); 22 факта в сфере образования (переведение школ на российский язык, увольнение персонала школ за отказ перехода на российские программы обучения); 13 фактов в сфере культуры (проведение культурных мероприятий на русском языке, изымание украиноязычных книг из библиотек); 20 фактов в сфере документооборота и других сферах (переведение документооборота на русский язык, переименование улиц).
«Таким образом, системное внедрение со стороны оккупантов политики лингвоцида на оккупированных территориях и в районах ведения боевых действий – это преступное нарушение международного права, законов Украины, которые должны быть должным образом зафиксированы, расследованы и представлены в суд. Виновные должны быть установлены и наказаны», – считает языковой омбудсмен.