Вероятными кандидатами взамен Денисовой являются народные депутаты от “Слуги народа” Александр Качура, Тарас Тарасенко и Юлия Гришина.
Об этом сообщил “Телеграфу” собеседник в Верховной Раде.
Александру Качуре это место предлагали еще до войны. Еще один собеседник уже впоследствии добавил, что в Офисе президента обсуждали и другую кандидатуру — уполномоченную президента по правам защитников Алену Вербицкую. В пользу Вербицкой тот факт, что ей сейчас 41 год, а закон требует, чтобы омбудсмен был не моложе 40 лет (другим кандидатам меньше). Впрочем, собеседники во фракции “Слуги” говорят, что при необходимости могут изменить норму под того или иного кандидата.
Незадолго до увольнения в украинских СМИ было опубликовано обращение к Денисовой сотрудниц медиа. Его подписали 89 представительниц медиа и журналисток и еще 51 человек, среди которых правозащитники, адвокаты, психологи, учителя и представители общественных организаций.
Авторы обращения выразили обеспокоенность риторикой омбудсмена в ее сообщениях в соцсетях о половых преступлениях во время войны. Они подчеркнули, что российские военные преступники должны быть наказаны, но сообщения о таких преступлениях должны публиковаться с осторожностью, особенно в отношении детей и несовершеннолетних.
«Половые преступления во время войны – это трагедии семей, тяжелая и травматическая тема, а не тема для публикаций в духе „скандальной хроники“. Следует помнить о цели: привлечение внимания к фактам преступлений», — подчеркивается в обращении.
В обращении также говорится, что медиа относятся с уважением к официальным источникам информации, которыми является сама Денисова как должностное лицо и Офис омбудсмена.
«Поэтому любая информация, распространенная от имени Уполномоченного или ее офиса, в том числе на страницах в соцсетях, для журналистов имеет статус подтвержденных фактов. К тому же обычно информацию, касающуюся половых преступлений захватчиков, невозможно проверить в других источниках. Очень важно, чтобы она действительно была подтверждена», — говорится в тексте обращения.
Отмечается, что для официальной публичной коммуникации в отношении детей, подвергшихся сексуальному насилию со стороны российских военных и погибших, должно быть заключение судебно-медицинской экспертизы, и во время такой коммуникации «каждое слово должно быть тщательно подобрано».
Кроме того, в обращении обращают внимание на то, что во время коммуникации половых преступлений, особенно против детей, следует учитывать целесообразность публикации подробностей этих преступлений, которые могут шокировать.
«Например, „девочка 6 месяцев, россияне изнасиловали чайной ложкой“, „по двое изнасиловали малышей орально и анально“ и „девятимесячную дочь изнасиловали свечой“», — пишут авторы обращения.
Они отмечают, что половые преступления во время войны – это инструмент геноцида и ведения войны без правил, но они не могут служить иллюстративным материалом для разжигания эмоций аудитории.
Авторы обращения попросили Денисову
Обнародовать только ту информацию, по которой достаточно доказательств, перед публикацией проверять факты;
Сообщать, какие материалы она передала в систему правосудия;
Выверять и тщательно продумывать каждое слово во избежание сенсационности в сообщениях;
Избегать чрезмерной детализации преступлений;
Пользоваться корректной терминологией, например, употреблять слово « уцелевшие» или «потерпевшие» вместо «жертвы»;
Заботиться о конфиденциальности и безопасности пострадавших. Помнить, что пострадавшие могут быть идентифицированы, если живут в небольших селах или городках;
Напоминать о сетях поддержки пострадавших (адвокаты и адвокатки, правозащита, профессиональная психологическая помощь).
Сама Денисова утверждает, что Офис президента не устраивает ее «активная деятельность по сбору информации о нарушении прав человека на временно оккупированных территориях».
По ее словам, ее вероятное увольнение будет незаконным, поскольку недавние изменения в законы о функционировании госслужбы и местного самоуправления во время военного положения не соответствуют специальному закону об уполномоченном по правам человека.
Радио Свобода писало, что, по его данным, депутаты хотят уволить Денисову «по ряду причин».
«Прежде всего, из-за не всегда уместной медийной активности», — заявил его собеседник в Верховной Раде.
Другой собеседник Радио Сободы в Раде назвал еще одну причину – «системное отсутствие координации действий с Офисом президента».
Отмечается также, что на Банковой отрицают давление на Верховную Раду по вопросу увольнения Уполномоченного по правам человека, а заявление Денисовой называют «попыткой переключить внимание с реальных достижений и проблем» в работе омбудсмена «на какие-то конспирологические версии».