В российской войне против Украины вода одновременно и цель, и оружие. Уже через три дня после начала вторжения армия России уничтожила дамбу в Харсонской области, блокировавшую поток воды в оккупированный еще в 2014 году Крым.
В Мариуполе российские солдаты перекрыли городскую систему водоканала во время жестокой осады города, оставив жителей без доступа к питьевой воде и санитарии.
Как пишет Politico, Москва намеренно атакует инфраструктуру обеспечения водой, уничтожая трубопроводы, очистные сооружения и насосные станции, – говорит исследователь датского аналитического центра Clingendael Тобиас фон Лоссов. Лишение населения доступа к воде, как в Мариуполе, оказалось мощной военной тактикой.
«Мы месяцы подряд мы наблюдали за гуманитарной катастрофой и голодом в городах. Это происходило в Мариуполе или даже Николаеве, который тоже жил без воды больше месяца. (отметим, вода в городском водопроводе и сегодня не постоянно и только техническая, – Інше ТВ). Ситуация особенно тревожна в охваченных тяжелыми боями городах или на оккупированных территориях на востоке и юге», – сказал Фон Лоссов.
Главный дипломат ЕС Жозеп Боррель и еврокомиссар по окружающей среде Виргиниус Синкевичюс в марте обвинили Россию в «использовании угрозы обезвоживания, чтобы заставить Мариуполь сдаться, лишая доступа к базовым потребностям».
Нарушенное табу
Международные конвенции запрещают атаковать гражданскую инфраструктуру водоснабжения. Но в последнее десятилетие такая тактика становилась все более распространенной, особенно на Ближнем Востоке. По словам главы ЮНЕСКО по вопросам международного водного сотрудничества Ашока Свайна, Россия тоже регулярно прибегает к таким практикам.
«Как близкий союзник режима в Дамаске, Россия сделала большой вклад в превращение воды в оружие в Сирии, например, атакуя воднонапорные станции. Сирийский режим и некоторые оппозиционные силы, а также внешние силы стандартизировали использование воды в качестве оружия. Мы видели подобные практики в Йемене и Ливии», – сказал Фон Лоссов.
Тактика привлекательна не только потому, что ее влияние очень быстро. Она также деморализует атакованное население, – пояснил директор аналитического центра Geneva Water Hub Марк Зайтоун. Блокировка доступа к воде или ее заражение в результате обстрела промышленной инфраструктуры может также нанести долгосрочный ущерб экономике страны. Программа ООН по вопросам окружающей среды предостерегала еще в 2018 году, что Донбасс был на грани «экологической карастрофы из-за загрязнения воздуха, грунтов и воды из-за сгорания большого количества боеприпасов и затопления промышленных объектов».
Исследовательница нидерландского Университета Твенте Джулиан Шиллингер отмечает, что по всей территории Украины есть много химических, металлургических заводов, а также шахт, АЭС и место захоронения ядерных материалов. Поэтому риск распространения заболеваний, вызванных заражением воды, очень высок.
Ценная вода
Превращение воды в оружие особенно эффективно, когда этого ресурса мало или когда страна, как Украина, сильно зависит от ее запасов в мощной аграрной промышленности. Климатические изменения делают воду еще более дефицитным ресурсом во многих регионах. Поэтому, по мнению соучредителя Тихоокеанского института Питера Глика, она будет играть все большую роль в войнах.
Согласно данным ООН, около 6 миллиардов человек будут страдать от нехватки чистой воды уже в 2050 году. В Массачусетском институте технологий считают, что к тому времени в мире будет жить 9,7 миллиардов человек. Из них больше половины будут страдать от нехватки воды.