12 ноября самый богатый украинец и владелец компании СКМ Ринат Ахметов заявил в комментарии Радио Свобода, что каналы его медиахолдинга “предоставляют равнозначную площадку для высказываний как представителям власти, так и оппозиции”. Поэтому “если в последние месяцы власть критикуют больше, чем раньше, это вопрос к власти”.
Контекст этого заявления – важнее слов: последние недели тональность новостей и политических ток-шоу на каналах Ахметова радикально изменилась.
Если раньше медиаактивы олигарха воздерживались от критики и даже избегали болезненных для Владимира Зеленского тем (например, офшорный скандал), то теперь из студии Украина-24 почти не выходят наиболее категоричные критики и оппоненты власти.
Второй фронт, который может вызвать недовольство властей, – энергетический. Теплоэлектростанции Ахметова – один из лидеров среди всех ТЭС, где запасы угля ниже нормы. Только две из восьми ТЭС, принадлежащих холдингу ДТЭК бизнесмена, на 18 ноября выполняют утвержденный Минэнерго план. Таким образом, Ахметов может показывать, что без них будет трудно пройти зиму.
По крайней мере, так, похоже, считает президент.
“Ежегодно осенью и зимой некоторые олигархические структуры начинают игру под названием “искусственный дефицит”. Я уверен, что в этом году в эту игру лучше не играть, потому что кроме вашего “искусственного дефицита” есть вполне реальный наш дефицит терпения. А когда у государства заканчивается ангельское терпение, у кого-то начинается адский период”, – заявил 15 ноября Зеленский, избегая прямых обвинений в сторону Ахметова.
Согласно данным собеседников Украинской правды, есть две причины ухудшения отношений между Банковой и главным олигархом. Точкой невозврата стал так называемый “антиолигархический закон”. В апреле его анонсировал Зеленский, 23 сентября – документ приняла Верховная Рада, а 5 ноября – подписал президент.
Еще одной причиной стало увольнение 7 октября с должности спикера Дмитрия Разумкова, который не был горячим сторонником “крестового похода” Зеленского против олигархов.
“Попадание Ахметова в реестр олигархов снова превратит его в ПЭП (Politically Exposed Person, политически значимые лица. – Ред.) . Поэтому ему будет сложно сотрудничать с международными банками, привлекать кредиты. Поэтому он воспринял закон об олигархах как личное”, – рассказывает собеседник LIGA.net, один из депутатов Слуги народа.
Общий долг всей принадлежащей Ахметову группы СКМ достигает $6,5 млрд, рассказывал ее CEO Олег Попов. Сложности с привлечением новых кредитов могут стать проблемой для бизнеса Ахметова.
Впрочем, если заглянуть глубже за медийный шум, кроме антиолигархического закона и политических перестановок, у Ахметова есть и другие существенные поводы быть обиженным на Банковую. Власть Зеленского за последние четыре месяца сделала немало вещей, которые точно не понравились самому богатому украинцу.
В первую очередь речь идет об энергетике и железнодорожных перевозках.
LIGA.net насчитала минимум пять решений или проектов Банковой, которые влетят “кандидату в олигархи” в копеечку.
Энергетика. Звонок на 3 миллиарда
Еще полгода назад дела бизнес-империи Ахметова складывались как нельзя лучше: в июле НКРЭКУ повысила максимальный порог цены на электроэнергию с 2 до 4 грн за кВт-час, дело Роттердам+ шло к закрытию, а из ресурсного законопроекта №5600 (в СМИ его назвали “антиахметовским”) депутаты и Кабмин срезали невыгодные для олигарха нормы, которые должны увеличивать рентные отчисления.
Принятие и подписание закона об олигархах поставило точку в мирных отношениях. На канале Ахметова появилась критика президента, сообщения о возможных веерных отключениях электроэнергии этой зимой. Власть начала наносить удары в ответ.
Яркий пример – история с погашением многомиллиардного долга перед “зелеными” производителями. ДТЭК – единственная компания, не получившая “ни копейки” из привлеченных госкомпанией Укрэнерго денег от “зеленых евробондов”.
По словам собеседника LIGA.net по энергетическому рынку, из 19,3 млрд грн холдинг должен был получить примерно 3,4 млрд грн (около 80% от всего долга государства перед компанией).
По данным УП, перечисление заблокировал звонок премьера Дениса Шмыгаля. Идеолог этого решения именно Зеленский, уточнил LIGA.net собеседник в энергетическом комитете Верховной Рады.
Теперь группа не исключает обращение в международный суд. “Мы будем рассматривать все юридические инструменты, которые есть, и будем отстаивать свои права. Это недопустимо, если кто-то из участников рынка не получил деньги, а остальные получили”, – сказал LIGA.net глава DTEK Renewable Марис Куницкис.
Это показательная история, но не единственная. Проблемы будут расти. По данным двух собеседников LIGA.net в Слуге народа и НКРЭКУ, кроме трехкратного увеличения экологической ставки на выбросы СО2, в планах Верховной Рады – увеличить в 30 раз размер штрафа за нарушение лицензионных условий и срыв подготовки угольных складов ТЭС к зиме.
Обе представляют угрозу для СКМ. В состав холдинга входят шесть из десяти самых больших загрязнителей воздуха в Украине. А ДТЭК – крупнейший владелец ТЭС и добытчик угля в Украине.
Но олигарх отбивается. Норма о выбросах записана в том же ресурсном законопроекте №5600. В последний раз его должны были принять на этой неделе. Но решения пока нет – не хватает голосов, рассказал журналистам депутат Голоса Ярослав Железняк.
Еще большие проблемы постигли бизнес Ахметова в железнодорожной сфере, которая в большинстве своем остается в тени энергетики.
Железнодорожные проблемы
По бизнесу СКМ бьют сразу три новшества.
Первый удар: тарифы
В августе 2021 года Министерство инфраструктуры под руководством нового руководителя Александра Кубракова сделало вещь, которая никак не удавалась предыдущему руководству: повысило железнодорожные тарифы на перевозку грузов.
Кубраков, прямая креатура Зеленского, анонсировал их повышение с 1 сентября. По факту платить больше за пользование услугами УЗ бизнесу пришлось уже с 17 августа.
Перевозка грузов – основной заработок для УЗ. В 2020 году она принесли 65,3 млрд грн выручки. Однако год компания закончила с убытком почти в 12 млрд грн. Причина – около 60-65% грузов компания перевозит ниже уровня себестоимости, объяснял ранее LIGA.net Валерий Ткачев, заместитель директора департамента коммерческой работы УЗ.
За последние четыре года из-за тарифов Укрзализныця потеряла почти 100 млрд грн, заявили в конце июля во время заседания Совета нацбезопасности.
Последний раз тарифы УЗ повышали в 2019 году, а предыдущие попытки МИУ их поднять блокировала Государственная регуляторная служба. Они были выгодны бизнесам Ахметова, Новинского, Жеваго и Фирташа, для которых УЗ – основная служба доставки. Возить руду и уголь, на которых те строят львиную долю своих доходов, можно было по самому дешевому – I тарифному классу.
С августа же этот тариф повысили на 8%, с января он должен вырасти еще на 20%. Сразу на 51,8% подорожал пробег пустых вагонов – когда УЗ забирает вагоны после доставки грузов. Также в УЗ “подтянули” остальную тарифную сетку.
В октябре “снести” это решение через Окружной административный суд (ОАСК) пыталась Азовсталь (принадлежит Метинвесту Ахметова и Вадима Новинского). Тогда же часть работников Укрзализныци устраивала “итальянскую забастовку”, которую щедро освещали на телеканале Ахметова “ТРК-Украина”.
Не вышло. 10 ноября в МИУ “обрадовали” новостью: с января тарифы на перевозку угля и руды поднимут еще на 9%.
Для УЗ – это всего 12,3 млрд грн дохода в 2022 году. Для Ахметова – дополнительных 6 млрд грн расходов до конца 2022 года, подсчитал член наблюдательного совета УЗ в 2020-21 годах Сергей Лещенко.
Второй удар: пересмотр тендера
Результатом последнего заседания антикризисного штаба Укрзализныци в начале ноября стало поручение пересмотреть контракты с Метинвестом на пользование полувагонами на три года, сообщил входящий в состав штаба Лещенко.
Аукцион на перевозку полувагонами грузов на протяжении 1 февраля 2021 – 31 декабря 2024 Укрзализныця провела в январе 2021 года. Начальная цена лотов – 800 грн в сутки (без НДС). Однако на торги пришел только один участник – Метинвест-Шиппинг, – предложивший цену 480 грн в сутки (без НДС) и выигравший все лоты.
“Договор был заключен втайне от наблюдательного совета, его лоббировал протеже Владимира Жмака (экс-глава УЗ. – Ред.) – директор по вопросам карго Иракли Эзугбая”, – утверждает Лещенко.
В результате этого “тайного” контракта Метинвест гарантированно получил почти половину парка рабочих вагонов УЗ чуть ли не вдвое дешевле. Экономия же для компании Ахметова-Новинского за три года составит 4 млрд грн, следует из сообщения на сайте самого Метинвеста.
После скандала вокруг этих торгов в марте с должностью в УЗ сначала попрощался директор по коммерческой работе и логистике Укрзализныци Иракли Эзугбая, а через несколько дней – и сам председатель УЗ Владимир Жмак, продержавшийся в должности чуть дольше полугода.
Третий удар: списание вагонов
В начале октября Мининфраструктуры сделало еще один шаг в войне с олигархом: инициировало сокращение сроков эксплуатации грузовых вагонов. Инициатива касается двух самых популярных типов вагонов в Украине: полувагонов, в которых в основном перевозят уголь и руду, и зерновозов.
Как это касается Ахметова? Приказ МИУ об обновлении вагонов будет касаться не только УЗ, но и частных игроков.
В собственности Лемтранса Ахметова – 20 000 полувагонов, это самый большой в стране парк железнодорожных вагонов после УЗ. Часть из них – тоже с истекшим сроком эксплуатации, некоторые по дешевке куплены после списания в России в 2015 году.
У Метинвест-Шиппинг Ахметова-Новинского – 3700 единиц подвижного состава.
В общей сложности в МИУ рассчитывают за это время “списать” с рынка 38 670 полувагонов и 18 772 зерновозов, сообщил заместитель директора департамента коммерческой работы УЗ Валерий Ткачев.
Планируемая доля полувагонов УЗ среди списанных с рынка – лишь 54%, с остальными – 18 009 вагонами – придется попрощаться частному бизнесу.
Где треть из них (около 8400) – это вагоны, которые потеряют структуры Ахметова, посчитал БизнесЦензор со ссылкой на расчеты МИУ.
Сейчас проект приказа МИУ ожидает согласования Государственной регуляторной службы (ГРС), которая до этого уже отказывала в согласовании.
Но, похоже, в министерстве не сомневаются, что приказ вступит в силу уже с 1 января. 9 ноября во время форума “Большая стройка: новая железная дорога” министр Кубраков представил программу обновления вагонного парка УЗ на ближайшие годы, в том числе с учетом инициативы о списании.
Первая медийная
Чем может завершиться противостояние между самым богатым и самым влиятельным украинцами? Владимир Зеленский – не первый президент, начинавший “активные боевые действия” против Ахметова. До него проблемы олигарху создавали по крайней мере Виктор Ющенко и Петр Порошенко.
Но ресурсы любого чиновника (и президента в том числе) ограничиваются не только амбициями, но и сроком пребывания в должности. История подсказывает, что запала у глав государства хватает максимум на пару лет, далее обе стороны зарывали топор войны и находили компромисс.
Каденция Зеленского достигла экватора. Порошенко в это время выровнял отношения с донецким олигархом. Последует ли Зеленский его примеру?
Не обязательно. Сила нынешнего президента – в его непредсказуемости. Но есть и закономерность. Источник рейтинга Зеленского – яркие медийные образы и победы, а сценарий их достижения пишется по ходу спектакля. Поэтому, если война с олигархом приносит электоральные дивиденды, она будет идти, пока будет существовать медийная необходимость.
Или пока не выключат телевизор. В конце концов, пульт от всех крупнейших телеканалов держит тот же Ахметов и его коллеги по олигархическому пулу. А им тоже вряд ли нравится идея стать “олигархами в законе”.
Смотрите также: Куда идем мы с Пятачком, или что сломалось в Зеленском