«Клянусь говорить правду, только правду и ничего, кроме правды». И никогда – всей правды. Но в каждой шутке, как известно, лишь доля шутки. Иногда – весьма значительная. Однако, сейчас (и если бы только сейчас)– не до шуток. Не до высокоинтеллектуальных изысков, философских дискуссий и прочих дипломатических экивоков.
Что именно сподвигло «принимающих» решения внести поправки в «избирательное законодательство» и предельно «политизировать-партизировать» местные выборы, окончательно добивая полуживое местное «самоуправление»? Ценные руководящие указания внешних управленцев (и не только с Запада)? Сговор с владельцами неких «брендов», именуемых «партиями»? Заурядная жадность? Банальная глупость и ее следствие – неудачный «эксперимент», как выразился очередной «государственный и политический деятель» нового разлива? Не то время и не то место выбрали вы для своих экспериментов, ребята. Для «партии власти» сия «эмпирика» закончилась грандиозным фиаско.
Пять лет я делал все возможное и от меня зависящее для того, чтобы «сбить масть» предыдущим, испытывая глубокую и отнюдь не оригинальную неприязнь как к ним вместе взятым, так и к отдельным их «адептам». Разумеется, не питая ни малейших иллюзий в отношении сегодняшних «вершителей судеб». Но происходящего, точнее, творящегося ныне, не мог предположить даже в самых пессимистических прогнозах.
Но довольно о грустном. Перейдем к «веселому». Участники мэрской гонки в Богом забытом (или наказанном) Городке, который именуют черной дырой уже не только в нем, вышли на финишную прямую. 22 ноября наступит, без малейшего преувеличения, момент истины. Хотя о дате голосования, как ни дико это звучит и выглядит, не знает удручающе большое количество «не будущих, но потенциальных» избирателей. Подавляющему меньшинству (явка во втором туре едва ли превысит четверть от имеющих право голоса обитателей давно уже не тихого, но по-прежнему южного Городка) придется сделать свой выбор между двумя кандидатами – В. Чайкой и А. Сенкевичем.
Не испытываю никакого желания кого-то в чем-то убеждать-переубеждать, тем более, вербовать-перевербовывать. Сегодня, в условиях беспрецедентного недоверия к власти «от подвала до пентхауса», это представляется абсолютно бессмысленным и бесперспективным. Именно недоверие к власти, а не только и даже не столько «корона», грибочки-шашлычки, дачи и прочие сопутствующие факторы, является причиной нежелания принимать участие в процессе «всенародного волеизъявления». Поэтому предельно кратко, объективно и, надеюсь, в доходчивой форме.
Владислав Чайка. Наше личное знакомство состоялось несколько месяцев тому назад. Первая встреча вместо планируемых 20 минут длилась пять часов. Нам было что вспомнить и о чем поговорить. Я был несколько подудивлен несоответствию его внешней формы внутреннему содержанию, хотя в более чем достаточной степени владел информацией о собеседнике. Хорошая реакция, взвешенность в оценках и суждениях, умение слушать и слышать, полемизировать и аргументировать. Он раскрылся для меня после одной произнесенной им фразы. И дело не в том, что именно он сказал, а как сказал.
Люди проявляются в экстремальных ситуациях. Избирательная кампания, тем более для человека, впервые в ней участвующего, относительно непубличного, никогда не пребывавшего ни в «политике», ни во власти, таковыми изобилует. Я неоднократно видел его в них. Он держался, и держался достойно. Скажу больше. Кое у кого были сомнения в том, что он выдержит напряжение и гонки, и того, что ей предшествовало. Он, к слову о его пресловутой «мягкости», выдержал. И еще. Люди, так или иначе знакомые с ним лично, знают, что Чайка – не подонок. Он держит свое слово в любых, даже самых сложных обстоятельствах. И у него «семейная прививка» от высокомерия и заносчивости. А это сегодня большая редкость в среде в той или иной мере «власть имущих» или стремящихся в ней оказаться. Я знаю, что говорю.
Александр Сенкевич. С ним – несколько «сложнее». И дело не в моей к нему, очень мягко выражаясь, антипатии, а в том, что он является диаметральной противоположностью Чайке. Меня попросили дать личностную характеристику Сенкевичу. Я отказался со словами: «Личностная характеристика предполагает наличие личности». Здесь, скорее, уместна психофизическая (не путать с психофизиологической) характеристика объекта.
Наша единственная встреча состоялась ровно пять лет тому назад, 15 ноября 2015 года, в день второго тура мэрских выборов, и продолжалась довольно долго. Хотя мне хватило нескольких секунд, чтобы увидеть и понять, кто (или что) передо мной. Подтверждением были последующие пять лет.
Сенкевич патологически лжив. Жаден. Злопамятен. Абсолютно беспринципен. Лицемерен. По-лакейски заискивающий и пресмыкающийся перед сильными (в его, естественно, понимании и восприятии) и демонстративно (в нужное время и нужном месте слегка завуалировано) высокомерен с «нижесидящими» на социальной лестнице. Не умен, но хитер. Циничен сверх всякой меры. Демагог, явно обученный азам риторики, видимо, в некой «школе мэров». Болезненно труслив. Можно было бы продолжить, но полагаю, достаточно и озвученного. Я, разумеется, могу по каждому из пунктов привести конкретные примеры в качестве доказательств, но полагаю, в этом нет необходимости.
Судя по результатам первого тура, за кандитатов-финалистов голосовали не только симпатики ОПЗЖ и «Пропозиции». Отмечу, что если со сторонниками ОПЗЖ все более или менее ясно, то у «Пропо» истинных сторонников, как у любой «партийной» структуры, созданной за несколько месяцев до выборов, нет и быть не могло. Едва ли можно именовать таковыми зависимых от нынешней городской власти и «завязанных» на нее чиновников, бюджетников и подконтрольный бизнес. Тем более, что эта структура с центром в Днепре. Но ставший, точнее, сделанный убогим Городок – не Днепр. И разница между Филатовым и Сенкевичем – пропасть. На что расчет? На то, что в случае (не приведи, Господи!) «победы» Сенкевича здесь высадится днепровский «десант» с Корбаном во главе? И где, и кем будут тогда «соратники» Сенкевича, когда их нагретые места, вне всякого сомнения, займут другие?
«Партия» ЕС экс-президента Порошенко призвала своих немногочисленных избирателей отдать во втором туре голоса Сенкевичу. Не думаю, что это хоть сколько-нибудь существенно добавит голосов Сенкевичу, учитывая, что на последних президентских выборах голосовали не столько за Зеленского, сколько против Порошенко. Впрочем, все как всегда. Не «за», а «против». Хотя, местные «порошенковцы» уже проголосовали за Сенкевича в первом туре.
Таким образом, Сенкевич исчерпал свой электоральный потенциал. Чайка – нет. И если Чайке удастся блокировать известные «телодвижения» Сенкевича и прочих «заинтересованных лиц», то следующий мэр – он.
И в завершение, знаменитая фраза Ф. Ницше: «Каждому – свое».
Антон Тихомиров.