Процессы формирования большинства депутатов в Николаевском городском совете происходили быстро, но формирование новых групп, политические кризисы и депутатские миграции внесли свои коррективы в коалиционный состав совета.
В Николаевском городском совете больше всего потеряла фракция «Наш край» – 44% своих депутатов. Всего в горсовете было зафиксировано 14 политических миграций депутатов.
Об этом идет речь в материале, подготовленном координатором наблюдения Гражданской сети ОПОРА в Николаевской области Дмитрием Баштовым.
Согласно Избирательного кодекса, выборы в Николаевский городской совет в 2020 году пройдут по открытым партийным избирательным спискам, где роль самовыдвижения будет нивелирована. В контексте их приближения Гражданская сеть ОПОРА исследовала устойчивость функционирования партийных структур в горсовете от начала каденции. В частности, было проанализировано количество депутатских миграций: какие партии потеряли своих депутатов, а какие пополнились новыми, какие депутаты стали внефракционными. Данная информация дает понимание, в каком состоянии политические партии, получившие поддержку граждан на последних выборах, подходят к очередным местным выборам.
По итогам местных выборов 2015 года в Николаевском городском совете было создано четыре депутатских фракции – «Оппозиционный блок», «Блок Петра Порошенко – Солидарность», «Наш край» и «Объединение «Самопомощь». Самой многочисленной фракцией была фракция «Оппозиционный блок», которая имела 26 депутатов из 54 депутатов от общей численности совета. Фракция «Объединение «Самопомощь» имела 10 депутатов, «Блок Петра Порошенко – Солидарность» и «Наш край» – по девять.
В начале работы нового состава совета была сформирована коалиция депутатов, которая состояла из фракций «Блок Петра Порошенко – Солидарность», «Наш край» и «Объединение «Самопомощь» и насчитывала 29 человек. В свою очередь, «Оппозиционный блок» был в оппозиции с 26 депутатами, а для принятия решений на сессии должно быть не менее 28 голосов. Поэтому коалиция должна была обеспечивать практически 100-процентную посещаемость. Но это было не единственным препятствием для обеспечения большинства. В 2017 году начала разваливаться фракция «Объединение «Самопомощь», когда депутат Сергей Исаков инициировал решение о досрочном прекращении полномочий городского головы Александра Сенкевича, который выдвигался от «Объединения «Самопомощь». На тот момент все больше решений принималось и при участии оппозиции. Местная экспертная среда видела тесную связь городского головы и оппозиции, что после восстановления в должности Александра Сенкевича можно было отследить и в кадровых вопросах.
Следствием данных событий было исключение из фракции «Объединение «Самопомощь» двух депутатов. Так, 5 октября 2015 г. на сессии Николаевского городского совета председатель фракции сообщил об исключении из фракции «Самопомощь» Сергея Исакова и Ростислава Филевского. Эти депутаты состоянию на 1 апреля 2020 г. так и остаются внефракционными. В течение работы совета «Самопомощь» потеряла еще одного депутатка – 10 июля 2019 г. Татьяна Суслова на заседании 52-й сессии Николаевского городского совета вышла из состава фракции партии «Объединение «Самопомощь», подав заявление на имя городского головы. На сегодня депутат не входит в состав ни одной фракции или группы.
Возникали конфликты и внутри оппозиции. В 2018 году в результате конфликта между депутатом Олегом Солтисом и председателем фракции «Оппозиционный блок» Игорем Дятловым оппозиция уменьшилась на одного депутата. 25 октября 2018 г. Олег Солтис вышел из состава фракции и в марте 2020 г. был внефракционным. И уже 10 марта 2020 г. была создана депутатская группа «Оппозиционная платформа – за жизнь», председателем которой стал Олег Солтис. Очевидно, группа была создана на партийной основе и начала привлекать депутатов, которые политически переориентировались.
Депутатская группа «Оппозиционная платформа – за жизнь» на 1 апреля 2020 г. включает в себя 10 депутатов. Кроме внефракционного депутата Олега Солтиса, в нее вошли 5 депутатов «Оппозиционного блока»: Анатолий Дюмин, Сергей Жаворонок, Николай Пономарев, Павел Зоткин и Вячеслав Янков; 4 депутата фракции «Наш край» – Сергей Карцев, Вячеслав Карцев, Сергей Мотуз и Сергей Шульгач. И хотя эти депутаты юридически остаются во фракциях, принадлежность к группе, которая создана на партийной основе, свидетельствует об их соответствующей политической направленности. Кроме того, депутаты «Оппозиционного блока» Сергей Жаворонок, Анатолий Дюмин и Николай Пономарев 26 сентября 2019 г. озвучили намерение о выходе из фракции, но Игорь Дятлов отметил, что решение о выходе данных депутатов не согласовывалось и не принималось. Также областная организация партии «Наш край» заявила об измене депутатов городского совета, которые вошли в состав группы «Оппозиционная платформа – за жизнь», и инициировала исключение этих депутатов из состава партии и фракции. Следует добавить, что депутаты группы «Оппозиционная платформа – за жизнь» в публичной плоскости активно себя ассоциируют с данной партией и общаются с избирателями, что в том числе прослеживается через помощь медицинским учреждениям в связи с коронавирусом.
«Таким образом, по состоянию на 1 апреля 2020 г. в Николаевском городском совете больше всего потеряла фракция партии «Наш край», что составляет примерно 44% потерь от своего первоначального состава. Фракция «Объединение «Самопомощь» потеряла 3 депутатов из 10, что составляет 30%, а фракция партии «Оппозиционный блок» – 6 из 26 депутатов, то есть 23%. Наиболее постоянной фракцией в совете оказалась партия «Блок Петра Порошенко – Солидарность», которая в дальнейшем была переименована в «Европейскую солидарность». Эта фракция насчитывает 9 депутатов, состав которых практически не менялся с 2015 года. Также на данный момент в Николаевском городском совете есть три внефракционных депутата, которые в прошлом принадлежали к фракции «Объединение «Самопомощь», – говорит Дмитрий Баштовой, координатор наблюдения Гражданской сети ОПОРА за выборами в Николаевской области.
Как сообщало Інше ТВ, 12 марта 2020 года В Николаевском горсовете создана депутатская группа «ОПЗЖ». Кто туда вошел? (ДОКУМЕНТ, ВИДЕО)