Печерский районный суд Киева арестовал на два месяца главного подозреваемого в деле об убийстве журналиста Павла Шеремета – музыканта и военного Андрея Антоненко (Риффмастер).
Решение объявил судья Сергей Вовк, передает LB.ua.
Мера пресечения действует до 8 февраля 2020.
На рассмотрение дела был назначен судья Сергей Вовк. Адвокат заявил ему отвод, но ходатайство защиты отклонила другая судья Светлана Шапутько.
“Этот же следственный судья решал вопрос меры пресечения фигурантам уголовного производства. По нашему мнению, он сформировал какое-то представление о их причастности [к преступлению], поскольку принял решение об избрание меры пресечения [Яне Дугарь]. Из-за этого мы считаем, что следственный судья больше не является непредвзятым, поэтому и был заявлен этот отвод”, – пояснил попытку отвода Вовка адвокат Константин Татарченко.
Во время рассмотрения ходатайства защиты Антоненко заявил, что до задержания вообще не знал, кто такой Павел Шеремет, а в вечер перед убийством вообще был в Ворзеле под Киевом. “Был в бане в Ворзеле, а потом искал помещение для концерта”, – сказал Антоненко.
Он подчеркнул, что мужчина на видео, которого следствие назвало подозреваемым в убийстве журналиста Шеремета, не он. “Конечно, что это не я”, – заявил Антоненко.
Прокурор просил судью приобщить к материалам дела протоколы осмотра части взрывного устройства, протоколы допроса свидетеля и тому подобное. Адвокаты были против, ссылаясь на то, что допросы свидетелей надо исследовать непосредственно в суде и эти материалы не имеют значения для этого расследования. Судья согласился со стороной защиты и отказал в удовлетворении этого ходатайства прокуратуры.
Адвокат Антоненко Станислав Кулик подал ходатайство о том, чтобы суд вызвал на допрос двух свидетелей – Ермилова Алексея и Ермилову Марину, которые по его словам, были с Антоненко в день гибели Шеремета.
Другой адвокат – Константин Татарченко – просил о допросе врача-хирурга Горбовца, который, по его словам, делал операцию Антоненко.
“Обвинение провело комплекс следственных действий, установив, как на это ссылается министр Арсен Аваков, по внешнему виду, по характерной проходке, хромоте, что к этому (преступлению, – LB.ua) причастен наш клиент. Поэтому может быть допрошен этот свидетель”, – сказал он.
Адвокат Кулик также ходатайствовал об объявлении перерыва в заседании.
В тот же день Печерский районный суд Киева рассмотрел ходатайство прокуратуры об избрании меры пресечения второй подозреваемой в деле об убийстве журналиста Павла Шеремета – врачу и волонтеру Юлии Кузьменко. Следствие считает, что именно она прикрепила бомбу на днище автомобиля Шеремета и привела ее в действие.
Судья Сергей Вовк отказал в допросе этих свидетелей, а также не захотел объявить перерыв, ссылаясь на непрерывность процесса.
Прокуратура ходатайствовала перед судом об аресте Антоненко. Сторона защиты полностью возражала против подозрения или обвинения, отмечая, что никаких доказательств причастности Антоненко к преступлению в материалах нет.
По словам адвоката Станислава Кулика, в подозрении говорится, что Антоненко, Кузьменко и Дугарь вместе с не установленными лицами спланировали преступление. Хотя кто эти неустановленные лица и какую роль они играли в этом процессе, не указано.
“В результате совершил ряд действий по созданию организованной группы…” – зачитал адвокат цитату из подозрения.
“Какой именно ряд действий сторона обвинения указывает? Почему в таком серьезном обвинении нет этих действий?” – добавил он.
Сам Антоненко заявил, что подобные обвинения в его сторону является оскорблением для него и его семьи.
“Я – еврей, у меня дед – польский еврей. Своим заключением вы нанесли оскорбление мне и моей семье”, – сказал он в судебном заседании.
Он также сказал, что вообще не знаком с Яной Дугарь.
Издание пишет, что избрание меры пресечения затянулось до позднего вечера, так как адвокаты заявили отвод судье Сергею Вовку. Ходатайство аргументировали тем, что именно Вовк давал разрешение на обыск автомобиля Юлии Кузьменко и ее задержание. Адвокат считает, что судья может быть предвзятым в рассмотрении дела.
Во время рассмотрения этого ходатайства подозреваемая Юлия Кузьменко заявила, что не знала про существования Шеремета до тех пор, пока его не убили. “Впервые услышала о Шеремете в день его убийства, когда сидела на работе и открыла новость”, – рассказала он. Она также сообщила, что с 2013 года была волонтером Майдана, а после начала боевых действий начала ездить на Донбасс. “Были перерывы, были поездки по несколько раз в месяц”, – сказала Кузьменко.
Ходатайство защиты рассматривала судья Светлана Шапутько, и она отказала в отводе судьи Вовка, посчитав просьбу необоснованной. В зале это решение сопроводили криками “Ганьба!”.
Таким образом, дело Кузьменко рассматривал судья Вовк.
По словам адвоката Владислава Добоша, дело против ее подзащитной не имеет никакой внятной аргументации. “Скомпилировать можно все, что угодно. Когда не за что цепляться, цепляемся за какой-то бред. Но любой бред должен быть чем-то аргументирован. А тут даже бредовых аргументов нет”, – сказал он в комментарии журналистам.
Готовность взять Кузьменко на поруки высказали несколько депутатов, как действующих, так и прошлых созывов.
Подозреваемая заявила, что ее обвинения на всю страну прозвучали через телевидение, и она никак не могла этому препятствовать.
“С телевизора миллионами было прочитано обвинение. Я не могла ничего сказать, меня не было, я не могла ничего сказать, не было адвокатов. Мой суд начался вчера в три часа дня. В этой стране уже нет презумпции невиновности, если так поступают”, – сообщила Кузьменко в перерыве судебного заседания.
Около 19:15 пришел судья Вовк, началось рассмотрение дела по сути.
Адвокат просил исследовать в судебном заседании видео, на которых, по данным следствия, зафиксирована Кузьменко. Эти видео исследовались экспертами. Он также продемонстрировал страницы из материалов, которые были приобщены к ходатайству для избрания меры пресечения, где есть скриншоты видео, которые совсем неразборчивые.
Судья Вовк отказался удовлетворить ходатайство адвоката об исследовании во время судебного заседания видео.
Прокурор зачитал подозрение, обнародованное адвокатом Кузьменко накануне, и отметил, что следствие просит для подозреваемой арест.
Кузьменко также сказала, что ей не предоставили аудиозаписи, которые МВД транслировало на брифинге. Разговор, где Кузьменко обсуждала волонтера Марусю Звиробий в качестве “сакральной жертвы”, она пояснила так:
“Мы сидели с девчонками, болтали про то, что давайте уже пускай нас кто-нибудь побьет. Я еще посмеялась, говорю: сейчас же полиция майдановцев не бьет. Теперь чтобы побил, надо гоняться за полицией, потому что правила поменялись, уже нет такого. Мы посмеялись на эту тему, потом перешли на другие. Я бы очень хотела, чтобы эту запись услышали полностью”, – заявила она, подчеркнув, что на брифинге аудио было вырезано.
Около 20:00 адвокат зачитал протокол допроса Елены Притулы. Она рассказала, что незадолго до убийства Шеремета замечала слежку за их автомобилем со стороны неизвестного мужчины на автомобиле “Део Ланос” красного цвета. Она и Шеремет видели это авто трижды. Притула также отметила, что ни она, ни Шеремет не получали угроз.
Адвокат отмечает, что в экспертном заключении по идентификации якобы Кузьменко нет ее фамилии. Указано лишь Лицо_1 и Лицо_2, и эксперты отмечают, что это может быть одно и то же лицо. Вместе с тем, по словам экспертов, этот вывод является лишь субъективной оценкой.
“Мой суд начался вчера в 15:00. Не было никаких доказательств… Вчера не было ни постановления на задержание, ни решения об обыске. На этом суде, который шел по телевизору, меня не было. Не было моего адвоката, людей, которые меня поддерживают… Вчера телевизор разрушил мою жизнь. А ведь есть презумпция невиновности. Жаль, что вы не дали возможности заслушать свидетелей… чтобы узнать, что я делала в тот день (день убийства Шеремета – ред.) Операционные журналы, они постоянно ведутся… Я бы очень просила максимально провести все исследования, которые могут помочь расследованию, ДНК, на проведении полиграфа настаиваю”, – заявила Юлия Кузьменко.
В 21:51 судья отправился в совещательную комнату.
В 23:18 Печерский райсуд Киева арестовал Юлию Кузьменко на два месяца – до 8 февраля 2020 года.
После объявления решения в зале начали кричать “Ганьба!” и спели гимн.
Адвокат заявил, что апелляция будет обязательно.
Напомним, организатором убийства Павла Шеремета следствие считает Андрея Антоненко (Риффмастер), увлекшегося “ультранационалистическими идеями” и культивирующего “величие арийской расы, разграничения общества по принципу национальной принадлежности”. По версии полиции, убийство белоруса Шеремета должно было привлечь внимание общества к национал-радикальным идеям.
К своему замыслу он привлек жительницу Киева, волонтера Юлию Кузьменко (Лиса) и контрактницу Яну Дугарь, а также ряд неустановленных лиц.
По версии следствия, именно Антоненко руководил действиями членов группы, распределил между ними роли, купил боеприпасы, обеспечил транспорт и выбрал время убийства. За Шереметом долго следили, при этом подозреваемые для маскировки якобы использовали парики, солнцезащитные очки и сменную одежду.
За несколько дней до преступления одна из подозреваемых – Яна Дугарь – якобы дважды приходила на улицу Ивана Франко, чтобы установить, где Шеремет паркует автомобиль. После чего ночью 20 июля 2016 года Кузьменко в присутствии Антоненко прикрепила к днищу машины самодельную бомбу, для изготовления которой была использована взрывчатка “гексоген” с поражающими элементами противопехотной мины МОН-50 и электродетонатором с дистанционным управлением.
Утром того же дня она дождалась, когда Шеремет сядет в машину, подъедет к перекрестку, и привела взрывное устройство в действие. В результате взрыва журналист получил тяжелейшие травмы и скончался.
Читайте: Подозреваемую по делу Шеремета Яну Дугарь отправили под домашний арест