В Ираке создали музей ИГИЛ — в нем хранятся доказательства и артефакты, собранные военной разведкой этой страны.
«Новое время» публикует перевод колонки для CNN Мохаммеда Тавфика — первого из международных журналистов, который побывал в этом «музее ужаса».
Двумя этажами ниже штаба военной разведки Ирака, в конце коридора с красными коврами распахивается двойная дверь, открывая музей холодного, расчетливого, сознательного ужаса.
Это не попытка приукрасить самую мрачную главу в недавней кровавой истории Ирака, а скорее предупреждение о том, насколько опасно были эффективны те, кто мечтал создать «халифат» в Ираке и Сирии.
Это тошнотворный опыт — вспоминать, как они стирали историю этой нации, уничтожая любые следы неисламской культуры в районах, которые они контролировали, взрывая тысячелетние здания и археологические памятники.
Ошеломляющая жестокость Исламского государства, то, что террористы называли «управлением свирепостью» была записана и размещена в интернете, чтобы болезненно очаровать мир и обеспечить абсолютное повиновение в регионах, находящихся под его контролем.
Влияние ИГИЛ было огромно — оно охватывало территорию размером с Великобританию, на которой жили 12 млн человек. Но то, что заставляет посетителя музея потерять равновесие, — это мелочи, похожая на нацистскую одержимость записями и документацией.
В учебниках для начальных классов излагаются основы арифметики на примере подсчета автоматов АК-47. Тригонометрия объясняется на примере снайпера, которому нужно определить расстояние до своей цели, которой является человек. Детей с каждым годом в школе все больше обрабатывали пропагандой.
И это возвращает меня к моему собственному детству в Ираке времен Саддама Хусейна. Каждый день в школе, перед тем, как мы начинали занятия, всех детей заставляли повторять «Да здравствует Саддам!» Нас учили, что он всегда был прав, что он был спасителем арабского мира, и наши учебники были посвящены прославлению Саддама и его партии Баас.
Как и ИГИЛ, Саддам Хусейн был одержим тем, чтобы дети следовали правилам, которые он придумал. Их стратегии очень похожи, и действительно — многие лидеры ИГИЛ когда-то были сторонниками Саддама Хусейна. Они принесли в Ирак новый уровень ужаса, который до сих пор больно вспоминать.
«Халифат» чеканил монеты. Он также производил собственные номерные знаки для транспортных средств и готовился к выдаче паспортов. Отвергнутые миром «граждане» ИГИЛ не смогли бы путешествовать с ними, но это демонстрирует то, в какой степени эта организация претендовала на государственность. Это было бы государство, построенное на крови, терроре и сексуальном рабстве.
В экспозиции под названием Сексуальный джихад есть копия расписания для молодых добровольцев мужского пола, которые хотят заняться сексом с женщиной — либо секс-рабыней, либо преданной женщиной, желающей буквально отдать свое тело халифату.
Эта коллекция доказательств и артефактов была собрана военной разведкой Ирака в Багдаде, чтобы понять террористов ИГИЛ и изучить их преступную психику. Это частный музей, и CNN — первое международное СМИ, которому разрешили в нем побывать.
Исламское государство вербовало «солдат» онлайн и через видео, размещенные во всех социальных сетях. Они смогли завербовать много иностранных бойцов, которые приезжали из других стран, чтобы присоединиться к «халифату».
Многие из них были молодыми разочаровавшимися мусульманскими мужчинами и женщинами, жаждущими понимания и принятия своей религии в странах, где они чувствовали себя не в своей тарелке.
Особенно часто молодых людей манил Ближний Восток — невероятно пьянящим сочетанием абсолютной религиозной уверенности, правом на практически неограниченное насилие и регулярной платой.
Досье на иностранных боевиков, захваченные у ИГИЛ, демонстрируют записи их вербовщиков о том, что эти «солдаты халифата» имеют только «элементарное» понимание ислама. Тем не менее, фотографии и видео в музее показывают, как они могли свободно совершать чудовищные преступления, убивать и насиловать во имя религии.
Сотрудники разведки говорят, что документы показывают, какие огромные суммы были получены для халифата за счет продажи контрабандной нефти и археологических ценностей, а также за счет местных налогов и доходов от сельского хозяйства, большая часть которого была украдена у езидов, шиитов и всех, кто был против режима.
На размещенном в музее плакате написано на арабском и английском языках: Не забыть о преступлениях банды террористов ДАЕШ (аббревиатура ИГИЛ в переводе на арабский, сами боевики считают ее оскорбительной — ред.). Это напоминание всем, и особенно иракцам, о том, что религиозный фанатизм может сделать с нацией.
Внимательный наблюдатель заметит, что, что манекены в типичной форме боевиков ИГИЛ держат флаг Исламского государства вверх ногами. Это признак того, что мы вернули нашу страну.