Не успел Международный трибунал по морскому праву в конце мая обязать Россию немедленно освободить захваченных в Керченском проливе украинских моряков, как уже в понедельник, 10 июня, начнется рассмотрение другого судебного дела по иску Киева против Москвы.
Постоянная палата третейского суда (ППТС) будет рассматривать в Гааге обвинения в нарушении РФ Конвенции ООН по морскому праву в Черном и Азовском морях.
Правда, “морскими” делами юридические споры между Украиной и Россией не ограничиваются.
DW напоминает о важнейших из них.
Борьба за море
Уже упомянутое арбитражное производство в ППТС о нарушении Москвой Конвенции ООН по морскому праву Украина инициировала еще в сентябре 2016 года. А в феврале 2018 г. украинская сторона подала в арбитраж меморандум, в котором указала на нарушение Россией суверенных прав Киева в Черном и Азовском морях и в Керченском проливе, включая незаконную добычу ресурсов на морском шельфе и блокаду прохождения судов в украинские порты через пролив под предлогом строительства Керченского моста. Представительница Украины в этом деле и заместитель министра иностранных дел по вопросам евроинтеграции Елена Зеркаль рассчитывает, что слушания дела по существу могут произойти в 2021 году. А 10 июня этого года ППТС заслушает предварительные замечания сторон.
Также после того, как в ноябре 2018 г. российская ФСБ силой задержала и арестовала три украинских военных корабля и 24 членов их экипажа вблизи Керченского пролива, Украина добивается их освобождения в Международном трибунале ООН по морскому праву. Согласно позиции Киева, конвенция ООН по морскому праву гарантирует военным кораблям абсолютный иммунитет, независимо от того, находились корабли в территориальных водах России, как это утверждает Москва, или в нейтральных водах. Для того, чтобы морякам не пришлось ждать процесса, который может длиться годами, за решеткой, Украина попросила судей применить к Москве меры предосторожности. 25 мая суд обязал Россию немедленно освободить моряков и позволить им вернуться в Украину. Москва выполнять решение суда не стала.
Права человека
Больше всего исков против России Украина подала в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Так, уже упомянутый захват украинских военных моряков в районе Керченского пролива также было поводом для обращения Украины в ЕСПЧ, в котором Киев добивался немедленного освобождения украинских моряков. В ответ на заявление правительства Украины суд обязал Россию сообщить о местонахождении и состоянии военных и обеспечить раненым лечение.
В то же время иски Киева из-за нарушения прав человека на оккупированных Россией территориях объединены в два крупных производства – по Крыму и по Донбассу.
Также ЕСПЧ рассматривает отдельный иск о незаконном вывозе детей с оккупированной части Донбасса в Россию и поданный в августе 2018 г. иск из-за украинских политзаключенных, содержащихся на территории аннексированного Крыму и РФ.
Терроризм и дискриминация
Международный суд ООН в Гааге рассматривает украинский иск против России о нарушении конвенций о борьбе с финансированием терроризма и о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Украинская сторона обвиняет Россию в нарушении этих конвенций во время аннексии Крыма и агрессии на Донбассе. Иск подали еще в январе 2017 года, а уже в апреле суд ввел временные меры в отношении России в рамках второй части этого иска: Кремль обязали воздержаться от нарушения прав крымских татар и обеспечить право на обучение на украинском языке в Крыму.
Теперь Украина работает над доказательством обвинений по существу. В июне 2018 г. украинская сторона предоставила свои доказательства в виде соответствующего меморандума. Он “весит около 90 килограммов, состоит из 17500 страниц текста и содержится в 29 томах”, рассказал о документе в день подачи министр иностранных дел Украины Павел Климкин. По оценкам украинского МИД, рассмотрение дела может длиться еще несколько лет.
Военные преступления
Также в Гааге рассматривается еще одно важное для Украины дело. Международный уголовный суд (МУС), более известный под названием Гаагский трибунал, который занимается военными преступлениями и преступлениями против человечности, с апреля 2014 г. рассматривает дело “Ситуация в Украине”, которая касается трех вопросов: убийств на Майдане, а также ситуации в Крыму и на Донбассе.
В ежегодном докладе прокурора суда Фату Бенсуда, обнародованном в декабре 2017 года, говорится, что суд может квалифицировать боевые действия на Донбассе как международный вооруженный конфликт, а с 20 февраля 2014 года и до момента обнародования доклада на Востоке Украины было зафиксировано более 1200 случаев возможного совершения преступлений. Ранее, 14 ноября 2016 г., Бенсуда уже приравняла ситуацию в аннексированном Крыму к международному вооруженному конфликту между Украиной и Россией. Через два дня после публикации этого отчета, 16 ноября 2016 года, российский президент издал распоряжение о выходе РФ из-под юрисдикции Международного уголовного суда. Обнародованный 5 декабря отчет канцелярии прокурора МКС относительно предыдущего расследования дела “Ситуация в Украине” анонсирует, что уже в ближайшее время будет принято заключение о юрисдикции преступлений, совершенных в Украине.
Корпоративный интерес
Наиболее успешны в юридическом противостоянии с Россией украинские государственные компании. Так, национальная акционерная компания “Нафтогаз Украины” уже одержала победу в Стокгольмском арбитраже, в результате которой российский “Газпромом” будет вынужден выплатить “Нафтогазу” 2,56 миллиарда долларов. Кроме того, в октябре 2016 года “Нафтогаз” и шесть компаний, входящих в его группу, подали в Постоянную палату Третейского суда иск из-за захвата Россией их имущества во время аннексии Крыма. По словам коммерческого директора “Нафтогаза” Юрия Витренко, сумма иска вместе с процентами составляет около семи миллиардов долларов.
Победу на процессе против России получил недавно и “Ощадбанк”. 26 ноября 2018 г. стало известно, что арбитражный суд в Париже присудил украинскому государственному банку 1,3 миллиарда долларов компенсации за потери имущества и бизнеса в результате аннексии Крыма.
Как сообщало «Інше ТВ», Трибунал ООН обязал Россию освободить моряков