Прокурор Генпрокуратуры Константин Кулик в рамках дела олигарха Сергея Курченко объявил о подозрении бывшей главе НБУ Валерии Гонтаревой, экс-главе Администрации президента Борису Ложкину, заместителю главы АП Алексею Филатову и управляющему партнеру группы компаний ICU Константину Стеценко.
Как сообщило издание Forum Daily, ссылаясь на документы, имеющиеся в распоряжении редакции, Генпрокуратура завершила расследование против Сергея Курченко. Подозрения в отмывании миллиардов «семьи» Януковича объявлены его соучастникам: экс-главе АП Ложкину и бывшей главе Нацбанка Гонтаревой, действующему замглавы Администрации президента Филатову и другим. В целом подозрения предъявлены 98 лицам, в том числе, 12 высшим должностным лицам министерств и ведомств, а также Нацбанка и шести руководителям областных госадминистраций. На данный момент дело Курченко насчитывает 3000 томов и велось с 2014 года.
Спустя некоторое время генпрокурор Юрий Луценко на своей странице в Facebook также подтвердил эту информацию, а также сообщил детали объявления подозрений высокопоставленным чиновникам страны в рамках дела Курченко.
— На сегодняшний день сообщено о подозрении 98 лицам, в том числе должностным лицам (из них 12 высших должностных лиц Министерств и ведомств, а также Национального банка Украины, 6 руководителей областных государственных администраций, 14 человек руководящего состава государственных компаний). Из тех лиц, которым сообщено о подозрении, в отношении 42 лиц уголовные производства направлены в суд для рассмотрения по существу. По результатам судебных разбирательств в настоящее время принято 27 обвинительных приговоров, 4 лица определениями суда освобождены от ответственности в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности. В отношении 15 лиц продолжаются судебные разбирательства, – добавил Юрий Луценко.
Однако позже пресс-секретарь Генерального прокурора Лариса Сарган, а также спикер ГПУ Андрей Лысенко распространили заявление ведомства о том, что объявление подозрений Гонтаревой, Ложкину, Стеценко и Филатову было проведено с нарушением законодательства.
По словам Сарган, эти сообщения о подозрении были осуществлены “с нарушением процессуального законодательства, которое требует: а) наличия достаточных доказательств; б) поручения старшего группы прокуроров; в) личного вручения”.
Ни одно из этих требований не было соблюдено прокурором Куликом, утверждает Сарган.
“Следовательно, указанные лица не считаются подозреваемыми в понимании ст. 42 УПК”, – написала она.
Представитель ГПУ добавила, что правовую оценку действиям прокурора Кулика даст Государственное бюро расследований.
“Предвыборная лихорадка явно портит людей”, – добавила Сарган.
Между тем, журналист Юрий Бутусов сообщил в Facebook, что Кулик якобы “не является руководителем расследования, а фигуранты подозрения не были приглашены в ГПУ” для сообщения о подозрении.
“13-17 марта Константин Кулик отбыл с семьей в Израиль, сообщив руководству ГПУ, что причина визита – лечение дочери. Очевидно, что под этим прикрытием на самом деле Кулик встречался с проживающим в Израиле олигархом Игорем Коломойским”, – написал Бутусов.
“Коломойский руками Кулика нанес информационный удар по Порошенко перед первым туром выборов, и в очередной раз пытается дискредитировать, таким образом, экс-главу Нацбанка Гонтареву”, – считает журналист.
Позже Бутусов обновил пост: “Только что позвонил Игорь Коломойский и сказал: “Я действительно находился в Израиле 13-17 марта, однако никаких встреч с прокурором Куликом у меня не было. Я вообще не знаком с этим человеком, и не пересекался с ним никак. Все, что он делает – это его личная инициатива”.
В 2015 году против Кулика НАБУ зарегистрировало уголовное производство по заявлению народного депутата Украины Виталия Куприя о том, что Кулик, будучи прокурором сил АТО ГПУ, получил в собственность активы в значительном размере, законность приобретения которых не подтверждена доказательствами.