Россиянка Мария Бутина пошла на сделку со следствием и в суде признала себя виновной по одному из двух пунктов обвинения, который ей предъявили в США — в сговоре с целью обмануть или нанести ущерб этой стране. По этому пункту ей грозило до пяти лет тюремного заключения, но теперь, считают американские СМИ, ее отпустят намного раньше. NBC пишет, что Бутиной могут назначить до шести месяцев тюремного заключения, после чего депортируют в Россию.
Прокуратура также обвиняет Бутину в том, что она занималась продвижением стратегических интересов России в США и при этом не регистрировалась как «иностранный агент». Наказание за это преступление — до 10 лет тюрьмы, передает Meduza.
В России Мария Бутина была руководителем движения «Право на оружие», выступавшего за расширение прав на владение короткоствольным нарезным оружием. Движение сотрудничало с Национальной стрелковой ассоциацией США (NRA). В 2015 году Бутина поступила в Американский университет в Вашингтоне на магистерскую программу в области международных отношений. По версии американского следствия, используя связи в NRA, она пыталась наладить контакты с окружением Дональда Трампа.
Куратором Бутиной в Москве называют Александра Торшина — бывшего члена Совета Федерации, также до недавнего времени работавшего в Центробанке. Через Бутину он связывался «с американскими персонами № 1 и № 2», как они названы в деле.
«Персона № 1» — это Пол Эриксон, активист Республиканской партии, с которым, по версии следствия, Бутину связывают «двойственные» отношения: помимо деловых контактов, у них был роман. «Персона № 2» — предположительно, потомок семьи Рокфеллеров Джон ОʼНил-младший.
Газета The Washington Post также рассказывала об общении Бутиной с одним из членов предвыборного штаба Дональда Трампа — Джеем Ди Гордоном, который перед выборами 2016 года рассматривался как вероятный кандидат в «переходную команду» Трампа в случае его победы.
Мария Бутина была арестована в конце июля. Она находилась в одиночной камере на севере штата Виргиния и до сегодняшнего дня отказывалась признать свою вину. Американские СМИ отмечают, что российские агенты крайне редко идут на сотрудничество со следствием в США, и достигнутая сделка почти беспрецедентна.
Пойдя на сделку со следствием, Бутина согласилась дать показания против своих американских партнеров. Эриксон уже получил уведомление, что против него начато расследование. Бутина также созналась в том, что в марте 2015 года отправила своим знакомым в руководстве России «Описание дипломатического проекта», в котором заявила, что уже наладила «неофициальный канал связи» со следующей администрацией США и просит 125 тысяч долларов на дальнейшую работу.
Телеканал CNN цитирует Стива Холла, который ранее отвечал в ЦРУ за российское направление. Он сомневается в том, что Бутина была кадровой сотрудницей какой-либо из спецслужб России. По его мнению, она не была шпионкой «в духе холодной войны» и фактически лишь выполняла роль связного между американскими политиками и «кем-то в российском руководстве». Теперь, по мнению CNN, следствие сосредоточится на том, чтобы понять, какое значение работа Бутиной имела для предполагаемого вмешательства России в американские выборы.
Представитель российского МИДа Мария Захарова перед судебным заседанием сравнила действия американских властей со «средневековой инквизицией». Владимир Путин заговорил о деле Бутиной на заседании Совета по правам человека 11 декабря. «Я опросил всех руководителей наших спецслужб, кто такая? — сказал президент России. — Никто о ней вообще ничего не знает».
Ранее СМИ узнали о связях арестованной в США россиянки Бутиной с наследником Рокфеллеров.