У власти есть два пути – или решиться на непопулярные меры, получить транш МВФ и, “сохранив лицо” перед западными донорами, потерять его в глазах избирателей. Или пойти на охлаждение отношений с США, и как следствие, с европейскими партнерами.
Украина на пороге очередного политического кризиса. Его катализатором может стать прекращение сотрудничества с Международным валютным фондом. После отъезда группы экспертов Фонда, работавших в стране на минувшей неделе, стало ясно, что правительству так и не удалось смягчить требования кредитора по выполнению обязательств Украины, закрепленных в меморандуме.
Чтобы получить очередной транш, премьер-министру Владимиру Гройсману придется пойти на повышение цены газа с 1 апреля как минимум на 30%, а президенту Петру Порошенко предложить парламенту закон о создании Антикоррупционного суда с учетом всех замечаний западных партнеров. Не говоря уже о требованиях Фонда к бюджетной политике. Но для премьера значительный рост тарифов сродни политическому самоубийству. Кроме того, ни президент, ни парламент не готовы рисковать, доверив международным организациям отбор независимых антикоррупционных судей.
На другой чаше весов – отсутствие поддержки МВФ и ухудшение экономической ситуации. Все это ставит власть перед выбором – консолидировать усилия, пойти на непопулярные меры или, потеряв доверие Запада, уже сейчас начинать предвыборную борьбу. Подробнее – в материале РБК-Украина.
Новый тарифный план
“На данном этапе нет ясности по вопросу цены на газ. Есть надежда, что решение все же будет найдено, но сейчас его нет”, – сообщил РБК-Украина источник, участвовавший в переговорах с правительством со стороны МВФ.
Переговоры между экспертами Фонда и украинскими чиновниками состоялись на прошлой неделе. Представители МВФ уже в третий раз за последние полгода посещают Украину для технического обсуждения тех обязательств, которые страна затрудняется выполнить. “Это не регулярная миссия Фонда, которая приезжает для пересмотра программы финансирования, это технический визит (staff visit, – ред.) для обсуждения текущей ситуации. И то, что в этот раз с экспертами приехал глава миссии Рон ван Руден, не означает, что она носит высокий характер”, – пояснили РБК-Украина в представительстве МВФ.
Частые визиты представителей МВФ в Украину, не связанные с пересмотром программы, в том числе, обусловлены отказом правительства выполнить ряд обязательств, закрепленных в меморандуме. В частности, с лета 2017 года премьер-министр Владимир Гройсман последовательно заявляет, что в текущем отопительном сезоне населению не стоит ожидать повышения тарифов на газ. Как известно, механизм расчета цены газа для населения был согласован с МВФ и являлся одним из условий получения четвертого транша в апреле прошлого года.
Согласно этой методике, на НАК “Нафтогаз Украины” до 1 апреля 2018 года были возложены специальные обязательства – продавать топливо для нужд бытовых потребителей по цене, расчет которой привязан к рыночным среднегодовым ценам на европейском хабе (импортному паритету). Если цена газа на отопительный период 2017-2018 годов отклоняется от импортной на 10%, она в начале и в конце отопительного сезона должна подлежать корректировке. Следуй правительство этим договоренностям, с 1 октября 2017 года стоимость тысячи кубометров газа для населения выросла бы от нынешних 4942 тыс. гривен на 17-18%. Отказ выполнять обязательства по цене на газ фактически стал основным препятствием для пересмотра программы и получения Украиной следующего транша, который Кабинет министров ожидал еще в конце 2017 года. В результате правительство начало технические консультации с Фондом, в ходе которых кредитору было предложено порядка шести вариантов формулы цены газа, позволяющих избежать ее роста.
Чиновники предлагали изменить период расчета, исключить из цены газа транзитную составляющую, устранить из цепочки поставки газа НАК “Нафтогаз” и т.д. Согласно последней версии формулы, которую Кабмин предложил Фонду незадолго до приезда экспертов МВФ, цена на газ с 1 апреля могла бы вырасти на 8,3%.
Несмотря на то, что МВФ все предложения украинских чиновников “принял к сведению”, кредитор последовательно требует от Украины соблюдать действующую методику расчета цены на газ. По информации РБК-Украина, в Фонде не намерены пересматривать условия меморандума ретроспективно и считают, что страна не выполнила обязательства, под которые она получила транш в размере 1 млрд долларов.
Как стало известно РБК-Украина, на прошлой неделе Кабмин снова предложил экспертам Фонда новый механизм расчета цен на газ. По информации издания, чиновники обсуждали с представителями МВФ необходимость пересмотра специальных обязательств НАКа (ПСО). Было предложено две модели, согласно которым спецобязательства по-прежнему будут распространяться на поставки газа населению, теплокоммунэнерго и религиозным организациям, а их действие – будет продлено до 1 апреля 2021 года.
Первая модель предусматривает, что газ для населения – 10,9 млрд кубометров – поставщикам (облгазам) продает не НАК, а “Укргазвыдобування”(УГВ) по цене 4942 гривен за тыс. кубометров (без НДС). Остаток (разница между добытым объемом и поставленным населению) в 5,3 млрд кубометров “Нафтогаз” покупает у УГВ по такой же цене и продает теплоэнергетическим компаниям по цене 5066 гривен за тыс. кубометров (без НДС).
Это означает, что цена газа вырастет на 2,5%. В 2019 году, предполагается, что с ростом объемов собственной добычи, остаток газа будет продаваться через энергетическую биржу. Вторая модель отличается от первой тем, что предполагает, помимо прочего, закупку НАКом газа для теплокоммунэнерго (5,3 млрд кубометров) на внешнем рынке по рыночной цене.
Обе эти модели предусматривают корректировку цены газа в результате одного из двух условий: если количество субсидиантов в стране менее 25%, либо, если Украина в состоянии удовлетворить потребности всех категорий абонентов газом собственной добычи.
Кризис доверия
По информации РБК-Украина, в Фонде и сейчас не видят необходимости для пересмотра формулы. Как пояснили изданию источники, близкие к переговорам с МВФ, в Фонде понимают, что в отопительный период правительство тарифы уже не поднимет. Но, поскольку действие методики расчета и спецобязательств НАКа заканчивается уже в апреле, в Фонде ожидают, что правительство выполнит обязательства и введет рыночную цену для всех категорий потребителей.
Речь идет о так называемой единой рыночной цене, эквивалентной паритету импорта. Сейчас такую “полную” стоимость газа платят бизнес и промышленные потребители. “Цену на газ для населения придется сделать рыночной. Это повышение как минимум на 30% с 1 апреля. Рыночная цена нивелирует политическую составляющую и будет способствовать развитию конкуренции в газовой отрасли, привлечет туда инвесторов и иностранных игроков”, – сообщил собеседник издания, знакомый с позицией Фонда.
Еще одна причина, по которой МВФ не намерен идти на уступки – в отсутствии доверия к обещаниям и заявлениям украинских властей. “МВФ уже договаривалось с Украиной о том, как считать цену на газ – это было еще в прошлом году перед выделением транша. Все в Фонде думали, что этот вопрос решен, что тарифы на газ деполитизированы и не зависят от влияния на рейтинги тех или иных политиков. Но этого не произошло. Существуют ли гарантии, что договорившись о новой формуле, она будет действовать?”, – сообщил изданию собеседник, близкий к МВФ, комментируя состоявшиеся на прошлой неделе консультации Кабмина с представителями Фонда.
Тупик в переговорном процессе с Фондом заставляет премьера Владимира Гройсмана искать компромиссы. Если еще несколько месяцев назад собеседники РБК-Украина в правительстве полностью исключали вероятность повышения цен на газ, то теперь в неформальных беседах чиновники не так уж и уверены, что этого не случится. “Президент требует найти выход из ситуации и не допустить срыва программы. При этом он говорит Гройсману: “Делай, что хочешь, чтобы получить транш, но резко тарифы повышать не вздумай””, – рассказал РБК-Украина источник в правительстве. По его словам, именно поэтому премьер “стал больше прислушиваться к мнению западных советников, таких как Иван Миклош (глава стратегической группы советников при премьере, – ред.), чем к чиновникам из энергоблока Кабмина”.
“Гройсман понимает, что его министры и вице-премьеры не могут ему предложить выход, который устроит МВФ”, – отметил собеседник на условиях анонимности.
Бюджетные беды
Проблема не только в политических рейтингах, которые беспокоят президента в предвыборный год, но и в том, что, повышая цены на газ, а следом и тарифы на коммунальные услуги, власти будут вынуждены изыскать в госбюджете дополнительные средства на выплату жилищных субсидий. Сколько понадобится денег, в правительстве пока не знают.
“Никто не знает, вырастет цена на 60%, 30% или вообще не изменится. Это вопрос предстоящих переговоров с МВФ, – сказал РБК-Украина высокопоставленный чиновник накануне визита представителей Фонда. – Но есть реальность, в которой рост цены, к примеру, на 30% приведет к увеличению расходов госбюджета на субсидии населению как минимум на 20 миллиардов гривен. Этих денег в бюджете нет”.
При этом собеседник уточнил, что эти расчеты – приблизительные. В госбюджете для выплаты жилищных субсидий в 2018 году предусмотрены рекордные как для этих целей 70,9 млрд гривен. “Подушкой безопасности” для госказны в случае роста тарифов могла бы стать верификация получателей субсидий, на чем давно настаивают международные финансовые организации. Цель проверки – выяснить, кто реально нуждается в господдержке, а кто ею злоупотребляет, скрывая свои фактические доходы и, по сути, необоснованно перекладывая на государство расходы за коммунальные услуги. Впрочем, в правительстве скептически относятся в этой идее. “Верификация – это задача Минсоцполитики. Но для этого сейчас нет ни времени, ни ресурса. И как вы себе представляете, что накануне выборов у сотен тысяч, а, возможно, миллиона домохозяйств заберут субсидии, выяснив, что они, по мнению правительства, живут недостаточно бедно? На это никто не пойдет”, – уверен собеседник издания в Кабмине.
Другой собеседник РБК-Украина, знакомый с позицией МВФ, говорит, что в Фонде о проблемах с программой субсидий знают: “Фонд понимает, что резкий рост тарифов – болезненный вопрос для населения. Они рекомендуют правительству провести аудит, то есть, верификацию субсидий. Но это может привести к резкому сокращению числа субсидиантов.
Разумеется, это политический вопрос и перед выборами очень чувствительный”. Еще одним условием МВФ для пересмотра программы, помимо цены на газ, по информации издания, станет пересмотр госбюджета на 2018 год. Эксперты Фонда считают, что Кабмин слишком оптимистично подошел к формированию доходной части, заложив “раздутые” показатели. Собеседники РБК-Украина в финансово-экономическом блоке правительства с этой формулировкой не соглашаются, настаивая, что доходы удалось сбалансировать после обновления макропрогноза на 2018 год. Вместе с тем, в правительстве указывают на другой бюджетный риск, связанный с дивидендами госпредприятий. Всего в 2018 году власти рассчитывают получить 36,3 млрд гривен с прибыли госкомпаний. Львиную долю этой суммы, как ожидает Кабмин, обеспечит НАК “Нафтогаз”.
“Есть риск, что НАК вообще не заплатит ни копейки дивидендов за 2017 год, так как по итогу прошлого года у них, возможно, будет убыток около 5 миллиардов гривен. Из-за этого “минус” от запланированных доходов бюджета будет в пределах 20 миллиардов гривен. Нужно дождаться финальную отчетность компании за 2017 год. Пока они нам только намекают”, – сказал РБК-Украина собеседник в правительстве.
Эту же информацию изданию подтвердили еще два независимых друг от друга чиновника. В НАК “Нафтогазе” не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию, сообщив, что финансовая отчетность группы на данный момент еще не готова.
Борьба с коррупцией
Даже если правительство пересчитает доходы бюджета и установит рыночную цену на газ для всех потребителей, это не гарантирует стране позитивного решения МВФ по пересмотру программы. В Фонде ключевой реформой, которую ждут от Украины, считают создание и запуск Антикоррупционного суда.
По информации РБК-Украина, сейчас для регулярной миссии Фонда будет достаточно, если внесенный в Раду Петром Порошенко 22 декабря соответствующий проект закона будет доработан и пройдет хотя бы первое чтение в парламенте. Но доработать его придется с учетом замечаний Венецианской комиссии. Суть этих замечаний в необходимости “фильтра”, который при отборе и назначении антикоррупционных судей, будет “отсекать” недобросовестных кандидатов. Таким фильтром, согласно предложениям Комиссии, может стать общественный совет, в который войдут международные эксперты и доноры (МФО). Они должны будут следить за соблюдением кандидатами критериев профессионализма, честности и независимости от власти.
Камень преткновения как раз в том, что власти не готовы пойти на такой шаг. Источники РБК-Украина из окружения Петра Порошенко рассказали, что его команда советует согласиться на отбор независимых судей через общественный совет только если будет проведена финансовая амнистия на весь период до создания Антикоррупционного суда.
“МВФ это в ходе обсуждений на прошлой неделе не предлагали, но об этом не может быть и речи. Если нужно простить всю коррупцию, которая есть в стране на момент создания специализированного суда, то его работа не имеет смысла”, – уточнил изданию собеседник, знакомый с позицией Фонда по этому вопросу. В самом Фонде переговоры с правительством не комментируют, но неофициально говорят о том, что хоть Антикоррупционный суд и ключевой вопрос, но для пересмотра программы Украине предстоит выполнить “весь пакет обязательств”, касающийся и финансовой, и тарифной политики.
Таким образом, у власти есть два пути – или решится на непопулярные меры, получить транш МВФ и, “сохранив лицо” перед западными донорами, потерять его в глазах избирателей. Или пойти на охлаждение отношений с США, и как следствие, с европейскими партнерами. Петру Порошенко в предвыборный период не выгоден ни один из вариантов. Но он может найти третий путь.
Как уже сообщало РБК-Украина, сразу несколько источников во власти рассказали изданию, что в ближайшее время в стране может начаться масштабная кампания по дискредитации Гройсмана. Виноватого придется найти в любом случае – и если будут повышены тарифы, и если страна не получит транш. Такой сценарий означает, что Украина – на пороге политического кризиса, который может закончиться как укреплением позиции президента, так и полной перезагрузкой власти.
Напомним, в МВФ считают, что теневая экономика Украины составляет почти 45% ВВП