Предлагаем вашему вниманию интервью с директором городского коммунального предприятия «Эксплуатационное Линейное Управление автодорог» Натальей Горбенко, которая также является депутатом Николаевского городского совета (фракция «Самопомич»).
– Наталья Алексеевна, можете рассказать, что поменялось с вашим приходом на «ЭЛУ автодорог»?
– Я стала директором ЭЛУ летом 2016 года, когда по итогам первого полугодия предприятие было убыточным. На сегодняшний день мы вышли из убытков. По нашему прогнозу, 2017 год предприятие закончит с прибылью около 2 млн.грн. Понятно, что не совсем корректно всё мерять прибылью, но тем не менее это существенный показатель, который дает нам возможность развиваться, обновлять и ремонтировать технику. За счёт оборотных средств был проведён ремонт всех санитарно-бытовых помещений, а все работники «ЭЛУ автодорог» теперь обеспечены спецодеждой. Часть персонала была выведена на аутсорсинг, за счет чего штатная численность персонала предприятия уменьшилась. На предприятии выросла средняя заработная плата.
– На данный момент вопрос состояния мостов и остальной городской инфраструктуры необычайно актуален. Для ремонта того же Варваровского моста необходимо около 150 миллионов гривен, причём в ближайшее время планируется ограничить проезд по нему для грузового транспорта. Ваше предприятие как-то может повлиять на данную ситуацию?
– Фактически мы несём ответственность за мосты, но у нас нет денег для обеспечения этой ответственности. Финансирование работ осуществляется за счет участия в тендерах. В этом заключается нонсенс: мосты у нас на балансе, и мы за них отвечаем, но у нас нет необходимых финансовых ресурсов, чтобы выполнить ремонт. Такая же ситуация с дорогами. У меня спрашивают: «Почему у нас с дорогами так плохо, почему вы их не асфальтируете?». Для того чтобы мы вышли асфальтировать дорогу, мы должны выиграть торги. Пока эта коллизия не будет решена, мы не сможем перейти на новый уровень состояния дорог. Получается, что у одних будут деньги, а у других – ответственность за состояние объектов.
– А КП «ЭЛУ автодорог» готово к содержанию дорог в период снегопадов и гололёда?
– Предприятие готово. Для каждой улицы определена категория, а также перечень необходимых работ с количеством ходок техники в плане отвала снега и посыпки противогололедными реагентами. Есть чёткое понимание, сколько дорог мы должны отработать и в какой очередности. Схема была внедрена прошлой зимой и полностью себя оправдала.
Сейчас у нас есть десять МАЗов, а также два КамАЗза, которые будут работать только на отвал. В 2017 году Департаментом ЖКХ приобретены дополнительно три тяжелых КРАЗа, которые будут работать и на отвал, и на посыпку. Кроме того, у на есть три тяжёлых трактора, которые будут дежурить возле мостов, если придётся – вытягивать фуры. Они тоже могут работать с отвалами. Есть у нас и маленькие тротуарные трактора, которые покупались по заказу администрации Центрального района. Всего работает восемь бригад, поскольку на некоторых улицах нужно, чтобы работало по 3 машины, а есть такие, за которыми закреплена одна машина, но там другое количество проходов. Этой техники будет достаточно для того, чтобы в течение 3 часов полностью отработать все объёмы, которые закреплены за «ЭЛУ автодорог». При продолжающемся снегопаде цикличность уборки будет каждые три часа.
– А как предприятие работает во время снегопада?
– Система работает следующим образом. Когда прогноз неблагоприятный, то мы уже за сутки или за 12 часов знаем, что начнётся снегопад либо угроза обледенения. Если это дневное время, понятно, что все находятся на работе, а для вечернего времени у нас существуют дежурства. В зависимости от прогноза и по согласованию с заказчиком (департаментом ЖКХ) мы оставляем в ночное дежурство необходимое количество техники с водителями. Есть также ответственный работник, который во время дежурства обследует состояние дорожного покрытия. При возникновении необходимости обработки дорог, он уведомляет службу автодорог и нашего заказчика (департамент ЖКХ), после чего техника по утверждённому графику выходит на улицы. У каждой бригады есть точный маршрут, потому никто не теряет ни секунды времени.
– Дороги в Николаеве обрабатывают технической солью и песчано-солевой смесью. А в чём разница?
– Соль отлично работает при температуре до -5, хотя на практике – и до -10 градусов она ещё неплохо себя показывает. Дальше, при снижении температуры, уже нужно применять другой реагент, например, песчано-солевую смесь. Но в прошлом году мы работали только солью, потому что температуры были соответствующие. Соль сработала хорошо. Мы ночью обрабатываем дороги солью, влага вымораживается, а на утро дороги практически сухие и этот эффект хорошо держится. Это нормальный цивилизованный способ, который позволяет также не забивать ливнёвки, а весной, когда сходит снег, грязи намного меньше. В этом году город уже обеспечен материалами для обработки дорог на зиму: соли закуплено 2,9 тысяч тонн (за прошлую зиму мы израсходовали 1,4 тысяч тонн, потому считаю, что этого будет достаточно), песчано-солевой смеси – 5,7 тысяч тонн.
Мы сейчас изучаем вопрос применения жидкого солевого концентрата. Сейчас несколько институтов должны нам дать официальное заключение по имеющемуся солевому концентрату. Если выводы будут положительными, тогда встанет вопрос закупки техники для разбрызгивания. В качестве эксперимента попробуем реагент на основе сахарной мелисы – говорят, что неплохая вещь. Кроме того, у города есть бишофит – в прошлом году его купила администрация Центрального района; он используется при более низких температурах, но он более дорогой. В прошлом году не было таких низких температур, чтобы его использовать, однако в случае чего будем применять его на тех же остановочных комплексах.
– Будучи мэром, Александр Сенкевич говорил, что на предприятии была проблема, что некоторые водители не выдерживали темп работы во время снегопада несколько лет назад. Есть ли ещё какие-то проблемы, которые необходимо решить в ближайшее время?
– Проблему с водителями решили. Мы заключили договора с организациями, у которых в зимний период времени водители остаются без работы, потому у нас не было случаев, когда техника простаивала. Мы продолжим данное сотрудничество.
Я доложила депутатам о проблеме с Аляудским мостом. Есть вероятность того, что крайние понтоны могут уйти под воду зимой, потому мост станет непроезжаемым. Этот вопрос нужно решать срочно. Также хотелось бы, чтобы на время работы техники зимой решилась проблема с парковкой автомобилей на обочинах. В прошлом году это не была катастрофой, однако есть участки в центре города, где всё запарковано, и мы не можем нормально работать. Ведь техника в случае с припаркованными автомобилями вынуждена идти с отвалом по центру дороги, потому если этот снег не убрать, то он заледенеет и сузит проезжаемую часть дороги. Конечно, мы уведомляем водителей, предупреждаем, взываем к совести, но….
– Каковы перспективы у предприятия и что необходимо для его развития?
– Чтобы увидеть качественное эксплуатационное содержание дорог, деньги должны быть у тех, кто этим содержанием занимается. В этом году мы подписали договор на ямочный ремонт уже глубокой весной, а могли бы начать работу по заделке ям как только сошел снег и позволила погода. Горсовету нужно принять кардинальное решение по поводу того, чтобы сделать коммунальные предприятия получателями бюджетных средств. В 2016 году не удалось это сделать из-за требования, что предприятие в течение двух лет должно быть безубыточным. В 2017 году все необходимые документы поданы, надеюсь, что какое-то движение в этом вопросе будет. Есть видение развития, потому нужно его реализовать. Здесь всё будет зависеть от политической воли. Несколько коммунальных предприятий уже сейчас готовы взять на себя ответственность на случай, если всё-таки будет прямое финансирование. В этом случае уже нельзя будет сказать, что нет денег. И если мы хотим что-то менять, то надо менять подход.