Вчера, 21 декабря, министр финансов Александр Данилюк потребовал отставки генпрокурора Юрия Луценко. По его словам, Генпрокуратура ведет дела против должностных лиц государственного “ПриватБанка”, Минфина и НБУ. Данилюк связывает эти факты со встречей генпрокурора Юрий Луценко и олигарха Игоря Коломойского в Амстердаме.
В ответ Генпрокуратура заявила, что Данилюк просто хочет избежать ответственности за неуплату налогов, а Коломойский ограничился коротким нецензурным комментарием о том, что глава Минфина говорит неправду. Всё это происходит на фоне ареста активов Коломойского и его партнера Геннадия Боголюбова в Высоком суде Англии по иску “ПриватБанка”.
В подробностях этой ситуации разбиралось РБК-Украина.
19 декабря Высокий суд Англии издал приказ о всемирном аресте активов бизнесменов Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова, а также шести компаний, которые им предположительно принадлежат или находятся под их контролем. Это решение было вынесено в рамках судебного процесса государственного “ПриватБанка” против своих бывших владельцев и руководителей.
21 декабря дал пресс-конференцию по этому вопросу Александр Данилюк, глава Минфина, который сейчас является формальным акционером “ПриватБанка” от лица государства. Он потребовал отставки генерального прокурора Юрия Луценко.
“Возбуждаются и активно продвигаются дела против действующих должностных лиц ПриватБанка, Минфина и НБУ. Генеральной прокуратурой был возбужден ряд уголовных дел по поводу якобы незаконных действий должностных лиц ПриватБанка, Минфина и НБУ, в которых следственные действия активно ведутся”, – заявил он.
“Возбуждаются и активно ведутся уголовные дела по фактам привлечения банком советников, которые занимаются документированием масштабов и схем незаконного вывода средств из ПриватБанка бывшими владельцами/менеджментом банка, результаты работы которых будут использованы в судебных делах, как в украинских, так и иностранных юрисдикциях”, – отметил Данилюк.
“Встреча в Амстердаме Юрия Луценко с Игорем Коломойским как раз накануне суда в Лондоне вызывает еще больше вопросов”, – добавил министр.
В свою очередь в Генеральной прокуратуре слова Данилюка объяснили “банальным желанием избежать уголовной ответственности за установленную Государственной фискальной службой Украины неуплату им налогов на сумму 746 343 гривен”. А Игорь Коломойский в комментарии LB.ua был предельно краток: “П…дит. Данилюк п…дит”.
Стоит отметить, что у Данилюка и Луценко конфликт продолжается еще с лета. Генпрокуратура пытается привлечь Данилюка к ответственности за неуплату налогов. В августе Луценко написал письмо премьеру Владимиру Гройсману с требованием уволить Данилюка. Одной из версий конфликта между главами ГПУ и Минфина называли нежелание Данилюка разрешить освоение конфискованных прокуратурой денег окружения экс-президента Виктора Януковича.
Kroll раздора
Ранее Данилюк заявлял об открытии Генпрокуратурой уголовных производств в отношении компаний-советников, которые “привлечены найти злоупотребления с выведением средств за границу”. Речь идет о так называемом forensic audit, цель которого выяснить, был ли вывод средств из “ПриватБанка” перед национализацией, и если был, то в каких объемах.
Как уже писало РБК-Украина, этим аудитом занимаются, в частности, две компании – Kroll Associates U.K. Limited и AlixPartners Services UK LLP. На прошлой неделе Соломенский суд Киева запретил, в том числе, и этим компаниям осуществлять действия, которые могут навредить интересам Коломойского. К примеру, это касается обработки персональных данных бизнесмена. Суд также признал недействительными договоры Kroll и AlixPartners с НБУ на предоставление консультационных услуг.
Генпрокурор Юрий Луценко, с свою очередь, заявил, что “на сегодня в ГПУ не было и нет никаких уголовных производств в отношении аудиторской компании “Kroll” или любых других иностранных аудиторских компаний, которые привлекались Национальным банком Украины для финансовой проверки деятельности “ПриватБанка”.
По его словам, в течение последних трех месяцев в ГПУ и НАБУ поступили заявления от нардепа Александра Дубинина (“УКРОП”) о растрате должностными лицами НБУ и “ПриватБанка” государственных средств путем злоупотребления своим служебным положением в ходе проведения закупки консультационных услуг иностранных компаний в течение 2016-2017 годов. По этим заявлениям было зарегистрировано два уголовных производства, которые потом объединили в одно. В последствие эти производства вошли в общее расследование растрат средств должностными лицами “ПриватБанка” в период с 2008 по 2016 год.
Луценко подчеркнул, что в ответ на ходатайство ГПУ, суд предоставил следователям временный доступ к документам, касающимся взаимоотношений НБУ, “ПриватБанка” и госорганов с иностранными компаниями, и разрешил изымать только их копии, однако выемок документов или обысков в ходе следственных действий в компании “Kroll” и других аудиторских компаниях не проводилось и не планируется.
Впрочем, как утверждают источники РБК-Украина в силовых структурах, 7 декабря следователи Генпрокуратуры в сопровождении вооруженных людей с нашивками Министерства внутренних дел всё же пришли с обысками по “делу Kroll” в центральный офис “ПриватБанка” в городе Днепр.
Следователи ГПУ якобы предоставили постановление Печерского суда Киева о разрешении на проведение обысков в рамках уголовного производства №42017000000002828 от 5 сентября 2017 года. В постановлениях, по словам собеседника, отмечалось, что “в ходе досудебного следствия установлено, что должностные лица “ПриватБанка” по предварительному сговору с представителями Нацбанка, а также с владельцами и руководителями ряда субъектов хозяйствования, в частности, иностранной детективной компании Kroll, используя служебное положение…организовали схему систематической растраты средств “ПриватБанка”…путем проведения заведомо убыточных операций по кредитованию субъектов хозяйственной деятельности за денежное вознаграждение в размере 3-5% от общей суммы кредита”.
Обыски проводились в трех кабинетах, где работают сотрудники, обеспечивающие поддержку IT-систем банка. В решениях суда якобы даже содержался пункт об изъятии сервера Fritz, где находится база данных на 10 миллионов клиентов. Следственные действия продолжались с 11:00 до 14:00, после чего силовики ушли, ничего не изъяв.
В Амстердаме холодно
По словам собеседника, эти обыски остановил президент Петр Порошенко. “Порошенко позвонил Луценко, когда узнал об обысках в “Привате”, и спросил, зачем он это делает. Луценко сказал, что не влияет на следователей в рамках действующего законодательства. Порошенко ответил, что тогда, в рамках действующего законодательства, сейчас в Раду придет представление на увольнение генпрокурора”, – говорит источник.
По его словам, во время встречи Луценко и Коломойского в Амстердаме могли обсуждаться детали именно этих действий по “делу Kroll”. “Луценко и Аваков очень зря стали помогать Коломойскому. Kroll – международная компания, которая занимается розыском активов, украденных денег и их возвратом по всему миру. Против них так открыто идти нельзя”, – утверждает собеседник.
В окружении Порошенко подтверждают, что у президента состоялось несколько жестких разговоров с Луценко по мотивам дел “ПриватБанка” и поездок в Амстердам. Кроме того, возможным коммуникатором между Коломойским и Луценко называют нардепа от БПП Александра Третьякова.
Впрочем, сам Третьяков в комментарии РБК-Украина заявил, что это неправда. “Я не общаюсь с Коломойским. И в Амстердаме меня тоже не было. В этот день у моей жены был день рождения, легко можно проверить, где я был”, – сказал он.
Источники в Генпрокуратуре утверждают, что в “Привате” обыск не проводился, а был “следственный эксперимент”. Собеседник в окружении Луценко рассказал, что сотрудники ГПУ не могли не проводить следственные действия в рамках начатого расследования. Но якобы выемку остановил сам генпрокурор. “Луценко запретил. Жестко сказал оставить их всех в покое, если иначе не умеют или процессуально не могут”, – сказал собеседник.
Кроме того, в окружении Луценко подозревают, что историю со встречей в Амстердаме мог “слить” сам Коломойский. “Это в его стиле. Как и все его телефонные разговоры с политиками, которые время от времени выбрасываются в интернет”, – добавил источник. Теперь же сторона Коломойского пошла другим путём.
По информации РБК-Украина новое дело против Kroll заведено НАБУ якобы по заявлению нардепа от БПП Валерия Давиденко. Интересно, что ранее этот человек засветился в событиях вокруг отстраненного главы ГФС Романа Насирова. Когда НАБУ задерживало последнего, Давиденко в компании Третьякова и нардепа Глеба Загория находился под Институтом кардиологии, где Насирова хотели обследовать.
Кроме того, в юридический процесс написания заявлений в разные ведомства, которые могут быть выгодны стороне Коломойского, включились нардепы Виталий Куприй (“УКРОП”) и Игорь Луценко (“Батьквищина”). В частности, одним из фигурантов этих заявлений, по информации РБК-Украина, является замглавы Нацбанка Катерина Рожкова, курирующая вопросы “ПриватБанка”. Но самым серьезным вопросом для Коломойского и Боголюбова на сегодняшний день является арест активов Высоким судом Англии.
В окружении Порошенко уверяют, что это решение – продукт интереса международных финансовых организаций, под контролем которых находится ситуация вокруг “ПриватБанка”. Кстати сказать, представители МФО в неформальных беседах довольно лестно отзываются о персоне главы Минфина Данилюка. Называют даже фамилию человека, который якобы лично курирует этот вопрос – это глава набсовета “ПриватБанка”, турецкий банкир и консультант МВФ Энгин Акчакоча.
Стоит отметить, что большинство в набсовете “Привата”, который играет существенную роль в управлении банком, действительно составляют представители МФО.
Впрочем, другой собеседник в правящей коалиции уверяет, что погром олигарха происходит как минимум при непротивлении президента Порошенко: “Это выгодно, в первую очередь, Порошенко. Он обеспечивает себе переговорную позицию и лишает Коломойского пространства для маневра. Выборы уже скоро”.
Напомним, Министр финансов требует отставки Генпрокурора Луценко.
Читайте также Австрия, Земмеринг и Коломойский. Как альпийская легенда разбилась об украинские инвестиции